Настроение воронов

Вороны заражают друг друга плохим настроением

Если один из воронов видит своего товарища в плохом настроении, то это настроение передаётся и ему – так утверждают в статье в PNAS исследователи из Венского университета. Сразу, конечно, возникает вопрос, как они вообще оценивали птичье настроение. Оценивали они его так: сначала ворону давали две коробочки, в одной из которой был кусочек сыра. Когда ворон выучивал, где лежит сыр, перед ним начинали ставить уже не две, а три коробочки. Что лежит в третьей, он не знал, но мог попытаться узнать. Если птица энергично бралась за задачу, исследователи считали, что ворон в хорошем настроении – иначе вряд ли бы он был так оптимистично настроен насчёт содержимого неизвестной коробки. Если же ворон действовал вяло, нерешительно, тратил на задачу много времени, значит, у него был приступ пессимизма и плохого настроения.

Птицы участвовали в эксперименте парами. Одному ворону давали угощение – кусок невкусной моркови или порцию любимого собачьего корма. Ворон исследовал угощение, причём по нему было видно, что он об этом думает – морковь он рассматривал с меньшим интересом, если не с раздражением, отвлекаясь на что-то другое. Однако его напарник не мог видеть, что он рассматривает: другой ворон наблюдал только реакцию первого. Затем тому и другому по отдельности давали вышеупомянутые три коробки. И оказалось, что если до этого одного из воронов погружали в плохое настроение невкусной едой, то на третью таинственную коробку у них уходило в два раза больше времени, чем обычно – им явно не хотелось ею заниматься. Самое главное, что плохое настроение передавалось от одной птицы к другой, так что это одно из немногих исследований, где показано, что у животных эмоции тоже влияют на когнитивные способности.

Кстати, хорошее настроение почему-то не передавалось: если одного угощали собачьим кормом, которому он радовался, то другой, который наблюдал радость первого, тратил на коробку не больше времени, чем обычно. Авторы работы полагают, что так происходит потому, что отрицательные эмоции проявляются в поведении более выпукло или же что животные в принципе настроены на то, чтобы считывать в первую очередь «негатив».