Забытые песни

Бородавчатые медососы забывают брачные песни

Бородавчатый медосос. (Фото: Derek Keats / Wikipedia

У певчих птиц молодые учатся песням у других особей – у взрослых и друг у друга. Поначалу молодые делают много ошибок, но, слушая старших и товарищей-конкурентов, они понимают, как надо петь. Очевидно, чем больше птиц, тем лучше усваиваешь, что позволительно в песне, а что нет. Но если популяция маленькая? Если нет старших и если нет соседей-конкурентов?

Именно это произошло с бородавчатым, или чешуйчатым, медососом – австралийской птицей из отряда Воробьиных. Раньше бородавчатые медососы были широко распространены, теперь они на грани исчезновения. У них довольно сложные песни, предназначенные для ухаживания и для обозначения своей территории. Исследователи из Австралийского национального университета записали песни более сотни самцов и сравнили их с более старыми записями, когда медососов ещё было достаточно много. В статье в Proceedings of the Royal Society B говорится, что у 27% самцов песни заметно отличаются от обычных мелодий, которые им положено петь. А 12% самцов стали заимствовать песни у других видов птиц. Скорее всего, с новыми песнями самцам вряд ли везёт в любви – самки такое слышать не привыкли. А значит, медососы начнут вымирать ещё быстрее, если только самки вдруг не пойдут навстречу самцам в их песенных новшествах.