Мой маленький мозг

Социальная жизнь уменьшает мозг

(Фото: zhigbykyt1961.gmail.com / Depositphotos

Мозг человека увеличился по сравнению со всеми остальными приматами, и исследователи до сих предлагают разные объяснения, почему это произошло. Есть версия, что наш мозг стал больше ради охоты на мелких животных, есть версия, что он увеличился, чтобы человек мог справляться с экологическими трудностями вообще (а не только ради охоты). Есть гипотеза большого социального мозга — чтобы анализировать поведение соплеменников и как-то с ними договариваться, нужны значительные нейронные ресурсы.

Но не всё время человеческий мозг увеличивался, в какой-то момент он внезапно уменьшился. Отчасти объясняют это тем, что люди начали осваивать сельское хозяйство. Выращивание растений и домашнего скота требует меньшего умственного напряжения, чем охота. Ещё одна причина уменьшения мозга — та же социальная жизнь, которая его увеличила. Дело в том, что благодаря развитому языку и сложной социальной жизни человек начал получать всё больше знаний об окружающем мире уже в готовом виде от старших и более опытных соплеменников. То же самое касается и ресурсов — еды, одежды и т. д. Каждый индивидуум полагается на другого; общие ресурсы позволят не тратить энергию на большой мозг — это оказывается лишним.

Гипотеза, что социальная жизнь не только увеличивает, но и уменьшает мозг, подтверждается на других животных. Мы писали, что у ос области мозга под названием грибовидные тела, контролирующие сложное поведение, память и т. д., крупнее всего у одиночных видов, а мельче всего у тех, кто живёт сложной социальной жизнью. Другой пример — муравьи, о которых пишут в Frontiers in Ecology and Evolution сотрудники Дартмутского колледжа и Бостонского университета. Сравнивая размеры и структуру мозга и энергетические затраты на него у разных видов муравьёв, исследователи пришли к выводу, что у тех муравьёв, среди которых есть более чёткая специализация по разным занятиям, мозг оказывается меньше по сравнению с видами, у которых специализация внутри группы более размыта. Что понятно: если муравей сосредоточен на какой-то одной задаче, ему не обязательно думать о чём-то другом, потому что об этом другом подумает товарищ. А в таком случае не нужно иметь большой мозг, который к тому же дорого обходится с энергетической точки зрения.