№09 сентябрь 2022

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Делиться важным

Мы репостим то, что важно для нас

Сотрудники Пенсильванского университета пишут в Journal of Experimental Psychology: General, что в соцсетях люди более охотно делятся той информацией, которая важна для них и их социального круга. Хочется, конечно, помянуть Капитана Очевидность и пойти дальше, однако к исследованию всё же стоит присмотреться повнимательнее. 

Для начала, это был эксперимент: добровольцам, которых было более трёх тысяч, давали почитать разные новостные сообщения, а потом спрашивали, какими сообщениями они хотели бы поделиться в соцсетях. У них также спрашивали, насколько та или иная информация важна именно для них и тех людей, которых они знают. Сообщения были про то, как сохранить здоровье, про изменения климата, про COVID-19, про выборы, и были они в разной форме — либо в виде заголовка и конспекта статьи на каком-то медиаресурсе, либо в виде сообщения в тех же соцсетях.

Оказалось, что готовность перепостить какую-то информацию мало зависит от формы: будь это пост на чьей-то странице или заголовок в медиа-издании, люди были готовы репостить его, лишь бы это было важным именно для них и их знакомых. Для кого-то был более важен COVID-19, а выборы неважны — соответственно, испытуемый делился в первую очередь «ковидной» информацией; для кого-то важнее был климат — и сведения про климат выходили на первый план перед выборами, «ковидом» и здоровым образом жизни. Причём когда участников эксперимента просили в явном виде описать, насколько та или иная тема важна для них лично, желание поделиться близкой темой становилось сильнее.

Исследователи также пишут, что информационные сообщения можно переформулировать так, чтобы сделать их более личными, чтобы человек воспринимал их как что-то важное для себя и для друзей — как следствие, вырастет желание поделиться такими изменёнными сообщениями. Соответственно, когда мы видим массу перепостов чего-либо, то мы, во-первых, можем судить о том, что важно для того или иного социального круга, во-вторых, если перепосты на одну и ту же тему из разных источников отличаются интенсивностью, можно сделать некоторые выводы о том, как отличается подача в этих источниках. Правда, возникает вопрос, возможна ли такая магическая подача, которая сделает сообщение из мира физики конденсированного состояния таким же «личным», как сообщение на повседневно-экономическую тему или сообщение про очередной лайфхак. (Понятно, что речь не о тех, для которых такая физика — предмет профессиональных занятий.)

И, наконец, не будем забывать о котиках — в том смысле, что исследователи использовали в эксперименте только серьёзную информацию, без развлекательной. Было бы интересно сопоставить по личностному восприятию тему выборов, тему «ковида» и, к примеру, какие-нибудь светские сплетни, ну и котиков, конечно.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie на вашем устройстве. Подробнее