Динозавр-«уткозавр»

Некоторые динозавры были как утки

Хотя всех древних ящеров называют динозаврами, с точки зрения биологии их было несколько больших групп, которые приходились друг другу сравнительно далёкими родственниками. В воздухе летали птерозавры, в морях плавали ихтиозавры и плезиозавры (и, вероятно, ещё какие-то -завры), а по суше ходили динозавры. Ни воздух, ни воду динозавры так и не освоили — во всяком случае, до тех пор, пока не стали птицами. Мы знаем, что птицы — прямые потомки динозавров, собственно, их сейчас уже вполне официально признали единственными дожившими до наших времён динозаврами.

Реконструкция внешнего вида Natovenator polydontus. (Иллюстрация: S. Lee et al. Communications Biology, 2022)

Но нет правил без исключений. Два года назад мы писали о спинозавре: это был околоводный ящер, не относящийся к «птичьей» группе. Хорошо сохранившийся спинозавровый хвост, который нашли не так давно, свидетельствует о том, что спинозавр был не просто околоводным, а прямо водным: его хвост был плоский и очень гибкий, и с его помощью он вполне мог плавать, подобно крокодилу.

Другая статья, вышедшая на днях в Communications Biology, описывает ещё одного «нептичьего» хищного динозавра, который мог плавать. Это Natovenator polydontus, чей на редкость хорошо сохранившийся скелет нашли в геологической формация Баруун Гоёот на юге Монголии. N. polydontus был невелик и похож на утку или баклана, с вытянутым и уплощённым телом и с рёбрами, изогнутыми назад. Такая форма тела действительно свидетельствует в пользу водоплавания; но вот судя по оставшимся костям передних и задних лап, непохоже, чтобы динозавр ими как-то грёб.

Однако он не обязательно был выдающимся гребцом: вполне может быть, что N. polydontus только начал осваивать водный образ жизни. Вообще говоря, как и в случае со спинозавром, авторы работы не утверждают, что нашли настоящего водоплавающего динозавра, они лишь говоря о том, что некоторые его анатомические особенности могут быть адаптацией к плаванию. Но реконструкция внешнего вида, опубликованная в той же статье, получилась отличной, и было бы прекрасно, если бы этот хищный «уткозавр» именно так и выглядел.