Мозг на карте

Для мозга мушиной личинки сделали полную карту

Мозг личинки дрозофилы. Цветными шариками обозначены тела нейронов, цветными линиями — их отростки. (Иллюстрация: Michael Winding, University of Cambridge)

Сотрудники Института Говарда Хьюза, Университета Джонса Хопкинса и Кембриджского университета опубликовали в Science полную карту мозга личинки дрозофилы. Множество срезов мозга фотографировали в электронном микроскопе, и на этих фото прослеживали путь каждого нейрона и его соединения с другими нейронами. Подобную работу прежде проделывали только для личинки асцидии, червя нематоды и морского многощетинкового червя, мозг которых содержит всего несколько сотен клеток. У личинки же дрозофилы нейронов в мозге более трёх тысяч, а число синапсов между ними около пятисот с половиной тысяч. И все эти тысячи есть на новой трёхмерной карте.

Исследователи не просто посчитали все синапсы, но также проследили, в каком месте нейроны принимают сигналы, а в каком передают другим нейронам. Большая часть, 75% нейронов с наибольшим числом контактов сидит в тех областях мозга, которые занимаются памятью и обучением (чего, вероятно, следовало ожидать). Анализируя нейронные цепочки, авторы работы описали девяносто три группы нервных клеток, что в целом соответствует предыдущим исследованиям, в которых мышиные нейроны пытались как-то классифицировать.

У взрослых мух мозг больше, чем у личинок, но, возможно, в скором времени очередь дойдёт и до него. Несколько лет назад в Cell была опубликована статья про полную карту мозга взрослой дрозофилы — она действительно охватывала весь мозг, но была не настолько подробна в смысле возможности проследить путь каждого нейрона и все межнейронные соединения. Что до людей, обезьян или хотя бы мышей, то тут пока дело ограничивается отдельными участками мозга.