Губастые динозавры

Тираннозавры прятали зубы за губами

(Иллюстрация: Mark P. Witton / University of Portsmouth)

В кино тираннозавры даже с закрытой пастью демонстрируют угрожающие зубы — они слишком велики, чтобы полностью скрыться во рту. До сих пор у палеонтологов к такому внешнему виду тираннозавров вопросов не было: считалось, что всё так и есть, их зубы были очень большими, и, как у современных крокодилов, оставались снаружи. Однако в вышедшей вчера статье в Science (https://www.science.org/doi/10.1126/science.abo7877) говорится, что эмаль у тираннозавров и родственных им динозавров была слишком тонкая, чтобы оставаться без постоянного увлажнения. У крокодилов она толстая, да и сидят они по большей части в воде, но даже при этом у них есть характерные повреждения на эмали на тех частях зубов, которые выглядывают из пасти. У полностью сухопутных динозавров эмаль бы очень сильно трескалась, и с зубами были бы большие проблемы. Судя по динозавровым зубам, как мы находим их сейчас, они всё-таки были прикрыты мягкими тканями, которые увлажняли эмаль, защищая её от разрушения.

Кроме того, у современных комодских варанов зубы очень похожи на зубы теропод (большой группы преимущественно хищных динозавров, к которой относятся и тираннозавр, и многие другие). А у варанов зубы прикрыты сильно разросшимися дёснами, которые играют роль губ. Наконец, если посмотреть на отверстия для нервов и кровеносных сосудов в челюстях динозавров-теропод, то отверстия эти расположены так, как у современных ящериц, у которых есть губы, и совсем не так, как у крокодилов, у которых губ нет. В общем, авторы работы приходят к выводу, что губы в том или ином виде у тираннозавров и других теропод должны были быть.

Однако другие исследователи описанным выводам не очень верят, говоря, что авторы статьи не обратили внимания на другие особенности челюстных костей динозавров и крокодилов, и что эти особенности указывают на отсутствие каких-либо губ. В общем, спор о динозавровых губах ещё далёк от разрешения, и лучше говорить не о том, что тираннозавры точно прятали зубы за губами, а о том, что они могли их прятать.