Грибная «кожа»

Кожа из грибного мицелия латает сама себя

Под кожей тут понимается кожа как материал для одежды и обуви. У нас есть натуральная кожа — из шкур животных, есть искусственная кожа, или кожзам — из разных полимеров. И есть ещё экспериментальные виды кожи из разных неочевидных материалов — такую кожу создают исследователи, особо чувствительные к экологической повестке. Грибной мицелий, если его нарастить плотным слоем, может дать нечто вроде кожи (по структуре он будет похож именно на кожу, а не на ткань).

Возможно, в будущем мы будем носить одежду, сделанную из грибного мицелия, а возможно, и не будем. (Фото: Dru! / Flickr.com

Предполагается, что грибная «кожа» экологична, как ни одна другая: никаких животных ради неё не убивают и никаких потенциально вредных реакций органического синтеза для неё тоже не нужно. Чтобы сделать грибную «кожу», мицелий растят на поверхности сложного питательного бульона из белков, углеводов и других питательных веществ. Вглубь раствора или на расстояние от него мицелий уйти не может, так что получается плотный слой переплетённых грибных гиф, который потом снимают с питательного раствора и высушивают.

Но что делать, если в слое появится дыра? Выбрасывать всю вещь (представим, что у нас уже есть вещь из грибной «кожи») не экологично, нужно как-то залатать дырку. Сотрудники Ньюкаслского университета и Университета Нортумбрии предлагают для этого оставлять в грибной «коже» живой гриб, точнее, не совсем живой, а спящий. При высушивании мицелий гибнет, но некоторые грибы оставляют на случай неблагоприятных условий так называемые хламидоспоры — толстостенные увеличенные клетки, которые могут прорасти новым мицелием. Исследователи специально изготавливали «кожу» из мицелия с хламидоспорами, делали в ней дыры, а потом смачивали повреждённые участки в том самом питательном бульоне, в котором растили всю кожу — и дыры затягивались. Эксперименты с самолатающейся грибной «кожей» описаны в Advanced Functional Materials.

Как можно догадаться, всё это пока очень далеко от практического применения. Рост мицелия в месте повреждения нужно как-то контролировать, и нужно, чтобы хламидоспоры прорастали только в очень определённых условиях, иначе есть риск, что одежда начнёт прорастать мицелием под любым дождём. Да и вообще, грибная «кожа» должна быть столь же прочной и гибкой, как и искусственная, она должна впитывать и удерживать разные краски и т. п. Множество экспериментальных материалов в прошлом преодолели первоначальные трудности и стали частью нашей повседневности, но в то же время не мало экспериментальных материалов так и не покинули лабораторных стен, и сейчас о них помнят только историки науки и техники.

грибная кожа.jpg

Дыры на грибной коже, заросшие благодаря спрятанным в ней хламидоспорам. Фото: Elise Elsacker et al., Advanced Functional Materials (2023).