Самое маленькое позвоночное

В Бразилии нашли жабу размером с горошину

Наука и жизнь // Иллюстрации

Сотрудники Государственного университета Санта-Крус в Бразилии описывают в журнале Zoologica Scripta новую седлоносную жабу Brachycephalus pulex. Все седлоносные жабы невелики, не более 18 мм в длину, но эта оказалась мельче всех: размер тела самцов едва превышает 7 мм, самки в среднем на 1 мм длиннее. Самый маленький из пойманных экземпляров – а их было сорок шесть – размером всего 6,45 мм; собственно, если их сравнивать с горошинами, то горошины окажутся даже и побольше.

До сих пор самым маленьким земноводным считалась лягушка Paedophryne amauensis из семейства микроквакш с длиной тела около 8 мм, обитающая в Папуа – Новой Гвинее. B. pulex отбирает у микроквакши не только титул самой маленькой амфибии, но и самого маленького позвоночного животного на свете. Возможно, есть позвоночные и поменьше, однако зоологам они не попадались. Сами исследователи говорят, что с определённого момента позвоночным было бы трудно уменьшаться: у совсем мелких должны случиться определённые изменения в анатомии, которые могут плохо сказаться на выживаемости; но кто знает, может быть, найдут и кого-то помельче. Вообще, B. pulex впервые обнаружили ещё в 2011 году, но потом нужно было организовать дополнительные экспедиции, чтобы увидеть побольше этих жаб и убедиться, что они действительно представляют собой новый вид.