Дружественная маскировка
Пауки-бокоходы маскируют друг друга
Пауки-бокоходы не плетут ловчих сетей, а добычу поджидают в засаде, хватая её двумя первыми парами ног, очень длинными и вывернутыми. Для засады нужно иметь покровительственную окраску, и многие бокоходы, которые охотятся на цветах, неотличимы от цветочных лепестков. От маскировки им двойная польза: их не заметит добыча – бабочка, пчела или жук, но их также не заметит враг – птица, ящерица или одна из тех ос, что специализируются на пауках.
Притом не надо забывать, что это всё-таки пауки, то есть друг к другу они, за редкими исключениями, относятся как к еде. Тем с большим удивлением сотрудники Юньнаньского университета обнаружили на одном цветке кустарника Hoya pandurata сразу двух бокоходов вида Thomisus guangxicus. Точнее, сначала заметили одного – самца, который окраской напоминал пестик и тычинки. Но потом оказалось, что самец сидит на спине более крупной и более бледной самки. Самка окраской сливается с лепестками; вместе с самцом они становятся похожи на настоящий цветок.
Может быть, это была просто брачная встреча? Но такие встречи у пауков длятся недолго, от нескольких минут до нескольких часов (и для самцов часто заканчиваются печально). Здесь же исследователи пишут во Frontiers in Ecology and the Environment, что самка и самец сидели на том же месте в течение нескольких дней. Скорее всего, тут тоже всё начинается с брачного интереса: самка T. guangxicus большую часть времени проводит на цветах, и если самец что-то от неё хочет, он должен прийти к ней в цветок. Но его самого легко может заметить хищник, поэтому, чтобы не подставлять себя и самку, самец должен быть окрашен определённым образом и сидеть в цветке он должен тоже определённым образом, чтобы усилить маскировку. Возможно, от такой обоюдной маскировки пауки имеют пользу не только в смысле размножения, но и в смысле удачной охоты. Впрочем, пока это только гипотезы, и для начала нужно будет специально понаблюдать за пауками-бокоходами, как T. guangxicus, так и других видов, чтобы убедиться, что это не какой-то странный единичный случай.