Трилобиты по-помпейски

В Атласских горах нашли трёхмерных трилобитов

Реконструкция трилобита по данным микрофотографии трёхмерной окаменелости из Атласских гор. (Иллюстрация: Arnaud Mazurier, University of Poitiers)

От трилобитов, как и от других доисторических животных, до нас дошли только окаменевшие остатки скелета, в случае трилобитов – экзоскелета. О мягких тканях мечтать не приходится: чтобы они сохранились, погибшее существо должно оказаться в весьма специфических условиях. Но иногда палеонтологам везёт: в Атласских горах на территории Марокко нашли залежи трилобитов, обитавших здесь около 509 млн лет назад и погибших при извержении вулкана. Если бы трилобиты были наземными животными, раскалённый вулканический пепел просто сжёг бы их, но они жили в воде, и пепел, попав воду, успел остыть, и вместо того, чтобы сжечь, зацементировал трилобитов на месте. Почти мгновенной мумификации способствовало то, что извержение было мощным, вулканического содержимого выплеснулось много, и оно накрыло сразу большую территорию. Произошло нечто подобное гибели Помпей во время извержения Везувия: тела жителей сохранились под пеплом; хотя надо помнить, что аналогия тут неполная – всё-таки жители Помпей обитали не под водой.

В статье в Science говорится, что трилобиты сохранились на редкость хорошо. Компьютерная томография окаменелостей позволила различить даже щетинки на конечностях – щетинки, которые длину составляют всего лишь одну десятую миллиметра. У одного образца сохранилась полностью пищеварительная система: рот, пищевод, J-образный желудок и длинный кишечник. Разумеется, всё это было не в том виде, как у заспиртованных образцов, это были слепки из осадочных пород, заместившие собой мягкие ткани. Тем не менее, чтобы обнаружить подобный слепок целой системы органов, нужна невероятная удача. У трилобитов были найдены дополнительные придатки на теле и другие структуры, о которых раньше либо только догадывались, либо вообще не подозревали о том, что они могут быть. Что особенно важно, всё сохранилось не в сплющенном, а в объёмном виде, позволяя смоделировать 3D-портрет «среднего трилобита», и в ближайшей перспективе наши знания о биологии трилобитов наверняка ждёт большое обновление.

В прошлом году мы писали о трилобите, которого нашли с едой внутри. Но там речь шла именно об остатках его трапезы, которые находились в трилобитовой окаменелости там, где должен был быть пищеварительный тракт. А весной мы писали о настоящих человеческих мозгах ледникового периода: оказывается, мозг иногда может едва ли не двенадцать тысяч лет сохраняться в мягком виде. Наконец, есть мамонты и другие животные, у которых после десятков тысяч лет в вечной мерзлоте сохраняются мягкие ткани и даже кровь. Но вечная мерзлота – это вечная мерзлота, а десятки тысяч лет не идут ни в какое сравнение с сотнями миллионов лет, которые прошли со времени трилобитов, так что трёхмерные марокканские окаменелости – действительно уникальная находка.