Алкогольные шершни
Восточные шершни могут выпить больше всех
Животные, бывает, выпивают, но не из-за особой тяги к алкоголю, а потому что в рационе у них случаются забродившие плоды (хотя в случае мадагаскарской руконожки и шимпанзе в каком-то смысле можно говорить именно о любви к алкогольной еде). Чемпионом до недавнего времени тут считалась перохвостая тупайя, которая без каких-либо последствий для себя несколько дней может питаться только бродящим пальмовым нектаром с долей спирта 3,8 %. Однако когда в экспериментах тупайю поили более крепкими – до 10% – напитками, её печени становилось плохо.
Впрочем, рекорды тупайи уже неактуальны: в недавней статье в PNAS сотрудники Тель-Авивского университета пишут, что восточные шершни могут неделями жить на 80-процентном этаноле без всякого вреда для себя – то есть они оставляют позади не только тупайю, но и человека. Шершни питаются нектаром, который опять же часто бывает сброжен, и вот исследователям пришла в голову мысль проверить, насколько шершни способны сопротивляться вредному воздействию спирта. Концентрацию этанола для них постепенно подняли, как было сказано, аж до 80%, но шершни, которые его пили, никак по поведению не отличались от тех, которых алкоголем не поили: гнёзда строили те и другие с одинаковой точностью и старательностью, и «пьяные» шершни были ничуть не более агрессивными, чем трезвые. Срок жизни у тех и других тоже почти не отличался.
«Пьяными» их действительно лучше называть в кавычках – как оказалось, они чрезвычайно быстро расщепляют этанол, так что, видимо, просто не успевают опьянеть. В их геноме обнаружилось много копий гена алкогольдегидрогеназы, точной, одной из разновидностей алкогольдегидрогеназ, расщепляющих алкоголь. Очевидно, много копий гена алкогольдегидрогеназы дают шершням много этого фермента, благодаря чему даже очень высокие концентрации этанола им не вредят. Исследователи полагают, что устойчивость к алкоголю у шершней развилась не в последнюю очередь благодаря дрожжам, которые живут в кишечнике у ос. Многие дрожжи способны к спиртовому брожению, и можно предположить, что для шершней проблема спирта была как-то особенно остра, раз они научились его почти мгновенно расщеплять.