№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Злокачественная фруктоза

Печень снабжает раковые клетки липидами, сделанными из фруктозы

(Иллюстрация: magicmine / Depositphotos

Фруктозу широко используют в пищевой промышленности: она слаще, чем обычный сахар, и усиливает эффект от других подсластителей. Фруктоза есть в выпечке, в злаковых хлопьях, в напитках, в консервах и вообще разнообразной продовольственной бакалее. Долгое время считалось, что она безвредна для людей с диабетом, ожирением и другими болезнями обмена веществ, и это только добавляло ей популярности. Однако в последнее время всё чаще говорят о том, что она не так уж и безвредна. Есть данные, что фруктоза заставляет кишечник всасывать больше питательных веществ, что влечёт за собой тот же избыточный вес, её влияние усматривают в сердечно-сосудистых болезнях и болезнях печени, наконец, фруктоза способна усиливать рост злокачественных опухолей. При этом раковые клетки, как и большинство других клеток нашего тела, непосредственно питаться фруктозой не могут. (Бывает, что у злокачественных клеток появляется такая способность, но это случается лишь тогда, когда вокруг очень, очень мало глюкозы.) Главным образом фруктоза перерабатывается в печени, и перерабатывается она там в различные липиды. Сотрудники Вашингтонского университета в Сент-Луисе пишут в Nature, что из-за этих-то липидов раковые опухоли и растут. Точнее, не вообще из-за липидов, а из-за лизофосфатидилхолинов, которые раковые клетки подхватывают из крови и превращают в фосфатидилхолины, необходимые для постройки клеточных мембран. В опытах с мышами исследователи подавляли активность печёночного фермента, необходимого для превращения фруктозы в лизофосфатидилхолины – и опухоли у мышей переставали расти. В других опытах исследователи не давали раковым клеткам переводить лизофосфатидилхолины в фосфатидилхолины – и опухоли опять же переставали расти. То есть опухоли явно зависели от биохимического пути, соединяющего фруктозу и мембранные липиды.

Опухолевые клетки быстро делятся, значит, им постоянно нужно формировать новые мембраны, внутренние и внешние, и липидное сырьё для своих мембран они получают от печени. Чем больше печень получает фруктозы, тем больше липидно-мембранного строительного материала получают опухоли. Вообще это не единственный пример того, как злокачественные клетки зависят от молекул, которые образуются довольно далеко от них. Так, раку поджелудочной железы нужно много аминокислоты аланина – а много аланина выходит в кровь опять же из печени; клетки рака молочной железы поглощают много креатина – в нужном количестве его дают клетки жировой ткани адипоциты. Что до фруктозы, то, вероятно, онкобольным стоит её избегать, хотя конкретные рекомендации относительно того, какое количество фруктозы безопасно, а какое уже нет, здесь можно будет делать только после дополнительных клинических исследований.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее