№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Слова и сердце

Сердечный ритм у младенцев меняется вместе с их лепетом

Когда дети учатся говорить, в их лепете начинают слышаться фрагменты слов, а потом и целые слова – их не всегда можно узнать, но всё же какие-то слова оказываются вполне различимы даже для посторонних людей, а не только для родителей. Сотрудники Хьюстонского университета обнаружили, что свойства младенческой «речи» связаны с сердечным ритмом. Исследователи наблюдали за тридцатью четырьмя младенцами возрастом от 18 до 27 месяцев: пока они играли со взрослыми, у них записывали все звуки, которые они издавали, и измеряли ритм сердца. Большая часть записанных звуков была обычным младенческим дословесным лепетом, в котором встречались обломки слов; однако в 10,3% случае в этом лепете можно было разобрать конкретные слова. Оказалось, что слова чаще слышатся тогда, когда сердечный ритм стабилизируется. Наоборот, когда сердечный ритм меняется часто, младенцы склонны издавать долгие гласные звуки, и слов становится почти не разобрать. (Имеется в виду не частота ритма, а именно его переменчивость, то есть как часто за определённый промежуток времени сердце то ускоряется, то замедляется.) Результаты исследований опубликованы в PNAS.

Речь требует скоординированной работы самых разных мышц, не только тех, что управляют языком и губами, но и дыхательных. В то же время автономная нервная система, которая влияет и на лёгкие, и на сердце, у младенцев ещё только развивается. Внутренние органы у них, конечно, функционируют, но первые несколько лет жизни в работе лёгких, сердца и т. д. происходят довольно заметные перемены, связанные в том числе с дозреванием автономной нервной системы. Когда перед маленькими детьми встаёт настолько сложная задача, как обучение членораздельной речи, на неё отзывается буквально всё тело: нужна работа мышц, нужен определённый ритм дыхания, а дыхание связано с сердцем. Возможно, что особенности сердечного ритма у маленьких детей, которые только учатся говорить, могут в случае чего указать на некоторые проблемы в развитии нервной системы и, соответственно, речевых способностей.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее