Цитата |
---|
Логик пишет: Логика über alles. !!!... |
На рубеже 20-х гг. К.И.Льюисом и Я.Лукасевичем были построены первые в современной логике модальные логики, рассматривавшие понятия необходимости, возможности, случайности и т.п. Тем самым была возрождена тема модальностей, которой активно занимались еще Аристотель и средневековые логики.
В 20-е гг. начали складываться также многозначная логика, предполагающая, что утверждения являются не только истинными или ложными, но могут иметь и другие истинностные значения; деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных понятий; логика абсолютных оценок, исследующая логическую структуру и логические связи оценочных высказываний; вероятностная логика, использующая теорию вероятностей для анализа проблематичных рассуждений, и др.
В дальнейшем сложились и нашли интересные приложения логика времени, описывающая логические связи высказываний, у которых временной параметр включается в логическую форму; паранепротиворечивая логика; эпистемическая логика; логика предпочтений; логика изменения; логика причинности, и др.
К настоящему времени предложены десятки разных логических систем, стремящихся выявить своеобразие рассуждений о квантовых объектах. Эти «квантовые логики» серьезно различаются как множествами принимаемых в них законов, так и способами своего обоснования. Чаще всего в них отказываются от классических законов ассоциативности и дистрибутивности, касающихся сложных утверждений, построенных с помощью союзов «и» и «или». Иногда отбрасывается даже закон исключенного третьего».
А.А.Ивин, ЛОГИКА, Учебное пособие
Ув. Логик!
Существует только одна (пока одна) логика, которая «über alles» перечисленных логических систем. Это диалектическая логика.
Именно из этой логики и следует вывод, который привёл Техник: «Попытки загнать сознание (разум, интеллект - как угодно) в прокрустово ложе логики - прямой путь к богу».
Об этом подробно пишет М.Белоногов в работе "Объективное мышление и его эволюция" (гл. "О различных формах монизма и дуализма"):
«Мы сказали, что мышление в восприятиях существенно монистично. Однако, в чем выражается монистичность мышления вообще?
Мышление в бесконечных восприятиях осознает себя таким же образом, как и природу, оно существенно совпадает по форме со своим продуктом и такое мышление монистично не только в себе, но и для самого себя. Оно знает себя как абсолютный монизм, как материальное единство себя и своих продуктов. При этом оно еще не вырвалось из своей сплетенности с природой, подчинено ей. Это монистичность природная, первобытная, стихийная».
Научное мышление, основанное на формальной логике, принципиально дуалистично:
«...в метафизической схеме не существует устойчивых представлений людей о реальности явления «Человек Разумный». Любое представление метафизической схемы реальности скатывается, либо в голый (оторванный от явления «Разум») материализм, либо в голый (оторванный от материальности явления «Разум») мистицизм».
Снимается это противоречие исключительно в диалектической логике.
Именно в этом ключе и идёт сейчас развитие моей темы.
Но, если кто захочет присоединиться к тосту «за Природу», не забудьте плеснуть в огонь немного вина для Дионисия.
Это было так естественно и логично для древних греков…