НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ
PROBLEM OF PREPARATION OF YOUTHS SCIENTIFICALLY-PEDAGOGICAL PERSONNELS IS IN ASPIRANTURE
к.т.н. Козубцов И.Н., Козубцова Л.С.
Kozubtsov I.N., Kozubtsova L.S.
В статье рассмотрено основные проблемы подготовки молодых научно-педагогических кадров именно в аспирантуре.
In the article the basic problems of training of young scientifically-pedagogical personnels are considered exactly in aspiranture.
Учитель, преподаватель является ведущей фигурой в учебном заведении. В советское время не было специальной системы подготовки педагогических кадров для высшей школы. Фактически преподаватель высшей школы – это не специальность и не квалификация, а должность работника [1].
Со времени провозглашения государственного суверенитета Украины система подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров испытала кардинальные изменения. На современном этапе реформирования образования, как и раньше, остается актуальной проблемой, проблема подготовки научно-педагогических кадров на уровне современных требований общества. Поэтому с 1991 года в Украине государство большое внимание пытается уделить подготовке научных и научно-педагогических кадров. В связи с этим постановлением Кабинета Министров Украины, была создана Высшая аттестационная комиссия(ВАК) Украины, которая осуществляет аттестацию научных кадров. Для плодотворного функционирования ВАК в Украине создана нормативно правовая база подготовки научных и научно-педагогических кадров, основными документами которой является "Положение о подготовке научно-педагогических и научных работников", "Положения о порядке проведения кандидатских экзаменов", "Порядке присуждения научных степеней и присвоения ученых званий", "Перечне специальностей научных работников" и др.
Следует отметить, что одной из основных форм планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров есть учеба в аспирантуре, которая создается при высших учебных заведениях, научных учреждениях. Целью статьи является рассмотрение основной проблемы подготовки молодых научно-педагогических кадров именно в аспирантуре.
Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств, а, следовательно, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого и культурного потенциала народа. Реализовать эту цель могут только научно-педагогические работники, которым присущны духовность, высокая мораль, культура, интеллигентность, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление, гуманистическая направленность. Коренные изменения, которые произошли в социально-экономических условиях общества, способствовали выдвиганию требований внедрения научно обоснованной подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы. Такая подготовка предусматривает не только глубокое владение предметной отраслью, к которой принадлежит учебная дисциплина, но и научными основами преподавательской деятельности. Первым шагом, согласно Болонского процесса, до педагогической деятельности, есть учеба в магистрате [2]. Однако, большинство научно-педагогических работников, которые стремятся к получению ученых степеней, как правило, обходят образовательно-квалификационный уровень „Магистр”. До внедрения Болонского процесса образовательно-квалификационного уровня „Магистр” в странах СНД не было вообще.
Проблемой аспирантуры является направленность подготовки соискателей как научных работников для научно-исследовательских центров, и не уделяется надлежащего внимания уровню подготовки как педагогов. В странах СНГ профессия «преподаватель высшего учебного заведения» не была конституционной:
• нет документа государственного образца на право преподавания в высшей школе;
• не были указаны требования к специальным знаниям, умениям и способам деятельности преподавателя высшей школы;
• не были определены группы специальностей, из состава которых мог бы формироваться педагогический корпус разных высших учебных заведений;
• не было специальных учебных подразделов, которые обеспечивали бы подготовку к преподавательской деятельности в этих заведениях.
В условиях личностно-ориентированной учебы выпускники аспирантуры, т.е. молодые преподаватели, должны научиться видеть у студента личность, понимать всю сложность и многогранность его мира, находить его наследственные и приобретенные способности и перспективы, создавать максимально благоприятные условия для развития, различать сущность поступков и действий, чувств, эмоций и мотивов. Только при таких условиях молодой преподаватель сможет эффективно руководить процессом учебы, развития и воспитания студента как личности, контролировать этот процесс, вносить соответствующие стимулы и коррективы. К сожалению, выпускники аспирантуры этими свойствами не владеют, поскольку многие моменты обучения в ней носят чисто формальный характер. Адекватная деятельность научно-педагогического работника высшего учебного заведения является важной психологической предпосылкой эффективности учебно-воспитательного процесса. Педагог должен не только передавать студенту знания и профессиональное умение, но и вовлекать его в достояние культуры, человеческое общение.
На наш взгляд следует возложить дополнительные требования на педагогическое образование и к аспирантуре:
• создание действенной системы допрофессиональной подготовки молодежи к педагогической деятельности;
• создание системы учебно-педагогических заведений, способной обеспечить становление и развитие личности педагога-воспитателя в условиях непрерывного педагогического образования через подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров;
• обеспечение подготовки выпускников педагогических учебных заведений как педагогов-исследователей, носителей культурно-исторического достояния народа, подготовка в условиях рыночной экономики конкурентоспособных специалистов на уровне мировых стандартов;
• обеспечение рационального соотношения социально общественного, общекультурного, психолого-педагогического и специального компонентов подготовки специалистов;
• обеспечение направленности учебных планов и программ педагогических заведений на прогрессивные тенденции развития системы образования, новую образовательную парадигму, на приоритетные учебные и информационные технологии, органическое сочетание методов и форм теоретической и практической подготовки педагога;
• развитие педагогической и психологической науки, методического достояния на основании исследовательской работы кафедр, лабораторий и обобщения творческого педагогического опыта;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации научных и научно педагогических кадров высшей квалификации через магистрат, аспирантуру, докторантуру;
• превращение высшего педагогического учебного заведения на ячейку культурно-образовательной работы с семьей, объединениями молодежи, населением, пропаганды психолого-педагогических и социально гуманитарных знаний, а также возрождения народных традиций, обычаев и обрядов;
• ввести в аспирантуре обязательную сдачу экзамена с кандидатского минимума по предмету «Педагогика и научные основы педагогического процесса в высшей школе».
На настоящее время в Украине и в странах СНГ разрабатываются концепции и модели подготовки компетентных педагогов [2]. Например, в концепции, предложенной Г. Луканкиным (Россия), составляющими являются такие структурные элементы:
• профессионально-педагогическая направленность преподавателя общеобразовательных дисциплин;
• профессионально-предметная направленность психолого-педагогической подготовки;
• фундаментализация и «педагогизация» предметной подготовки; научно-теоретическая направленность методической подготовки; повышение научно-теоретического и методического уровня педагогической практики студентов;
• реализация личностно-ориентированного подхода к подготовке специалистов; вооружение их современными педагогическими и информационными технологиями;
• создание учебных научно-производственных педагогических комплексов.
Структура модели теоретических основ профессиональной подготовки подана в виде нескольких блоках. Определяющим является блок «Социальный заказ общества (государственный стандарт специалиста)». К ее структуре принадлежат также профессиональная деятельность специалиста, модель выпускника высшего учебного заведения (три блока: преподаватель-гражданин, преподаватель-воспитатель, преподаватель предметной отрасли), методическая система учебы студента в высшей школе. Итоговым блоком в модели принята готовность специалиста к педагогической деятельности в условиях дифференциации учебы (три уровни педагогической квалификации преподавателя: репродуктивный, адаптивный, творчески моделирующий).
В Украине был разработан проект концепции педагогического образования, над которым работали преподаватели высших педагогических учебных заведений І-ІІ и ІІІ-IV уровней аккредитации. Но этот проект остался вне поля зрения Министерства образования. Впоследствии был создан коллектив, члены которого разработали новый вариант концепции.
Следовательно, для последующего развития системы подготовки будущих научно-педагогических работников для высших учебных заведений необходимо существенно пересмотреть образовательно-квалификационную характеристику подготовки соискателей в аспирантуре [3], а также ввести в аспирантуре обязательную сдачу экзамена с кандидатского минимума по предмету «Педагогика и научные основы педагогического процесса в высшей школе».
Литература
1. Атанов Г.А. Возрождение дидактики – залог развития высшей школы. – Донецк, 2003. – С. 7.
2. Слєпкань З.І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі: Навч. посіб. – К.: Вища школа, 2005. – 239 с. – ISBN 996-642-244-1.
3. Козубцов І.М. Актуальність та доцільність дослідження питання підготовки майбутніх науково-педагогічних працівників у вищих навчальних закладах // Известие науки. [Електронний ресурс] – Режим доступу: