О СОЗДАНИИ "УНИВЕРСИТЕТА МИРОВОГО УРОВНЯ В ОБЛАСТИ НАУК О ЗЕМЛЕ"
Доклад профессора Китайского геологического университета (Ухань) Шуай Кайе на двусторонней встрече по обмену опытом организации и планирования высших учебных заведений в Иркутском политехническом университете, 2005 год.
Перевод И. Чудновой
Шуай Кайе
-- О каких сложностях необходимо иметь представление, приступая к построению "университета мирового уровня"
Ректор Оксфордского университета Колин Лукас (Colin Lucas) сказал: "Построить подлинный университет мирового уровня чрезвычайно трудно, в настоящий момент мы лишь с усердием создаём условия для реализации этой цели".
Что такое "университет мирового уровня"? Экс-ректор Гарвардского университета профессор Нейл Руденштейн (Neil L.Rudenstine) сделал четыре обобщающих формулировки понятия "мировой уровень" применительно к университету, это, по его словам - передовое оборудование и оснащение, передовые преподавательские ресурсы, передовой уровень студенческих кадров, а также соответствующе высокая оценка со стороны общественности. Последнее понятие наиболее важное, так как решить действительно ли учебное заведение имеет статус мирового можно лишь по тому, как его оценивает широкая общественность.
Ректор Чжэцзянского университета Фань Юньхэ сказал: "Если сравнивать университет мирового уровня с современным положением китайских университетов, то наименьшая разница окажется в уровне студентов, особенно студентов-бакалавров, в остальном же отставание достаточно велико, не принимая во внимание вопросы финансирования, наибольшие различия проявляются в результатах научных исследований, а также в уровне преподавательского состава".
Я же считаю, что наибольшее отставание всё же проявляется в вопросах финансирования. Я провёл анализ материалов по финансированию университетов, имеющих международный авторитет, у этих учебных заведений годовой бюджет (включая государственные, отраслевые, а также частные вложения) составляет внушительную сумму. Например, Стэнфордский университет, насчитывая всего 14 тысяч студентов, имеет годовой бюджет, превышающий 220 миллионов долларов США; Лос-анжелесское отделение Калифорнийского университета - 33 тысячи студентов при годовом бюджете в 240 миллионов долларов США; Токийский университет - 16 тысяч студентов-бакалавров, 12 тысяч аспирантов, за год расходует 20 миллиардов йен (примерно миллиард 200 тысяч китайских юаней). Я посетил Сянганский политехнический университет, в котором обучается 7 тысяч студентов (из них 5 тысяч 600 бакалавров), и в год расходуется 180 миллионов гонконговских долларов. Если сравнивать с отечественными университетами, то в прошлые годы бюджет университета Цинхуа составлял 60 миллионов юаней, в этом году Министерство образования обратило внимание на проблему и повысило годовую сумму до 18 миллионов юаней. И всё-таки уровень финансирования университетов остаётся недостаточным относительно их реальных нужд.
Второе отличие от университета мирового уровня - интернациональность. В идеале этот показатель должен быть высоким. Так, в Гарвардском университете среди 18 тысяч студентов число иностранных достигает 3 тысячи человек, прибывших из более 100 стран и регионов. Также высоко число специальностей и курсов, связанных с международным и межнациональным предметом изучения - открыто более 60 специальностей национальных и государственных языков, преподаётся история, религия, философия, политика различных государств, подготавливаются учёные, занимающиеся актуальными вопросами истории и современного положения крупных регионов - Востока и Азии, постсоветского пространства, стран Восточной Европы, а также европейской проблематикой, проблемами арабских и африканских стран. По сравнению с этим примером уровень интернациональной вовлечённости и международного влияния наших университетов очень низкий.
Третье отличие от университета мирового уровня - научные достижения. Ежегодно университеты международного значения индексируют в систему SCI более 2 000 научных трудов, а наши университеты менее 200. Этот показатель ясно говорит, что наш научный уровень на международной арене очень слаб.
Четвёртый из основных недостатков наших университетов по сравнению с университетами мирового уровня - преподавательские ресурсы. Нейл Руденштейн очень точно сформулировал: "Только в том случае, если преподавательский состав университета находится на высочайшем международном уровне, университет может считаться отличным университетом". "Оценивая уровень преподавательского состава, основным показателем надо принимать качество и уровень учебных и научных разработок". И в этом отношении уровень преподавательского состава китайский университетов далек от идеала.
Пятые, шестые и так далее отличия от университета мирового уровня - считать можно очень долго. Достаточно признать, что нынешнее состояние нашего университета по всем направлениям отстаёт от повсеместно принятого понятия "университет мирового уровня". Прежде всего, необходимо, чтобы это отставание было признано на всех уровнях, тогда можно будет начать полномасштабный поиск способов лечения болезни. Создание университета мирового уровня должно осуществляться на практике, претворяя решения в жизнь, не ограничиваясь красивыми лозунгами.
-- Первостепенные задачи настоящего времени
2.1 Деньги не всемогущи, однако, отсутствие денежных средств препятствует реальным достижениям. "Построение университета мирового уровня" только лишь своими усилиями, без достаточных финансовых вложений - задача, не имеющая решений. Университет должен сообщить в докладе Министерству образования: яркие примеры для подражания, флагманы государственного высшего образования стали такими в результате особого внимания Министерства к их нуждам, нашему университету необходимо как минимум войти в списки "Плана 985". Одновременно, отсутствие всемерной поддержки Министерства природных ресурсов также крайне негативно сказывается на роли университета, как главнейшего учебного заведения геологической отрасли, подобное пренебрежение отдаляет университет от участия в крупных исследовательских проектах практической геологии. Нашему университету необходимо приложение сил со стороны обоих министерств, а также и по возможности, со стороны органов местной администрации - города Пекина и провинции Хубэй.
2.2 Форма организации университета - также относится к больным проблемам, препятствующим развитию нашего вуза. Министерство образования посчитало форму географической организации университета, при которой он функционировал в двух городах, неудобной и разделило его административно на две самостоятельные организации, применив метод оперативного вмешательства и оставив обсуждение проблем развития на потом. Однако, в американской практике форма существования университета в виде множества географически удалённых отделений и филиалов очень распространена и широко практикуется. Практически в любом американском штате есть университеты с множеством отделений и филиалов по всей стране. Например, Калифорнийский университет, имеющий 188 тысяч студентов, 159 тысяч преподавателей и работников, среди профессорского состава 320 академиков, 45 нобелевский лауреатов, этот университет имеет отделения в Бруклине, Окленде, Денвере, Лос-Анджелесе, Риверсайде, Сан-Диего, Санта-Барбаре, Санта-Клаусе, Сан-Франциско - всего 9 отделений с годовым бюджетом в 1 миллиард 600 миллионов долларов, что превышает годовой бюджет такой страны, как Филиппины. Если к этой цифре добавить ещё 600 миллионов долларов, то эта цифра превысит цифру совокупного бюджета Народной Освободительной Армии Китая. Техасский университет, находящийся на родине президента Буша, также имеет множество отделений в Далласе, Сан-Антонио и так далее, всего 15 отделений в различных городах и частях страны, каждое из отделений насчитывает от 2500 до 50 000 студентов, общий годовой бюджет университета превышает 700 миллионов долларов. В 1971 году 40% процентов всех университетов Америки имели такую форму организации в виде отделений и филиалов, к 1993 году уже более половины всех университетов Америки функционировали в этой форме. В 2000 же году абсолютное большинство американских университетов стало многофилиальными. Такая форма организации, при которой отделения университета разнесены в пространстве, имеет для нас историческую практику, богатый опыт и значение, представляет для нашего университета высокую ценность, разделение же препятствует развитию.
2.3 Внутренняя реформа управления также представляется очень важной для развития университета, создания идеальных условий для научной и учебной работы. Ректор высшей Парижской педагогической школы Габриэль Рюже очень точно сказал: "Основной задачей университета является подготовка научных и преподавательских кадров". Это весьма важный аспект для любого учебного заведения - предоставить молодым учёным и преподавателям возможность в молодые годы полнее проявить свой исследовательский талант. Точно так же, как дальние волны Янцзы подталкивают ближние, так и старые кадры должны воспитывать и поддерживать молодёжь.
Только учитывая все эти аспекты, мы сможем добиться успеха в построении того, что называется "университет мирового уровня".