Цитата |
---|
Автор статьи пишет: Кажется, в законе, открытом древним ученым две с лишним тысячи лет назад, не может быть никакого парадокса. Парадокс, однако, есть. |
Урок физики в 7 классе средней школы. Тема: закон Архимеда. Тема урока: заполнение водой дока с установленным в нем судном.
Ученики с интересом рассматривают картинки, изображающие заполнение водой дока.
- Что вы можете сказать о рисунках 1 - 5? Один из учеников:
- На рисунках с первого по пятый видно, что по мере поступления воды в док (синий цвет), увеличивается и объем вытесненной воды (зеленый цвет), который равен объему той части судна, которая в данный момент находится ниже уровня воды. Увеличивается и выталкивающая сила, действующая на судно и равная весу вытесненной воды.
- Все помнят как определить объем вытесненной воды? Мы делали это на лабораторной работе.
- Да!
- Что изображено на рисунке 6 - 8? Другой ученик:
- На рисунке шесть, семь и восемь показано, что вода в доке достигла ватерлинии судна, вес вытесненной воды сравнялся с весом судна и судно начало всплывать при дальнейшем заполнении водой дока. Уровень воды находится у ватерлинии, объем вытесненной воды не изменяется и равен объему судна ниже ватерлинии, а вес вытесненной воды равен весу судна.
- А вы что скажете, Станислав?
- Да, ерунда какая-то. Как судно может вытеснить воды больше, чем залили в док? Парадокс какой-то!
- Вы бы хоть книжку открыли.
- Зачем мне книжка? Я и так вижу, что судно в доке всплывет, хотя вес вытесненной воды значительно меньше веса судна.
- И как вы это объясните?
- Что тут объяснять. Все дело в физике явления. И этот парадокс закона Архимеда я объясню гидростатическим парадоксом.
- Вы, Станислав, прямо кандидат наук.
- А что вы смеетесь? Пока нет, но обязательно им стану...