Цитата |
---|
ChemerisNick пишет: Цитата
Слова - это не мышление! Это организация, руководство, контроль... они приводят сумбурные мысли в порядок.
Или слова - это простое означивание, как упаковка для товара. Причем мыслительный процесс скорей всего как рефлекс - нижний уровень функционирования мозга, а образы - это привычная для человека форма навигации в информационной базе данных, формируемой внутри мозга. |
Мышление - имеет разные степени развития.
Бытовое мышление - мало чем отличается от мышления животных. Наглядно - конкретные образы, простые логические цепочки. Мама пришла с сумками. И ребёнок, и котёнок, и муж... сразу полезли в сумки.
Кошки умеют рвать целлофановые пакеты, чтобы проверить - что там лежит, лапами открывают холодильник. Мновенно понимают, что кто-то что-то без них ест. Сразу понимают, что хозяйка расстроена или рассержена. У них сложные межличностные отношения.
Но, если кто-то думает, что мама, спрашивающая у ребёнка, - что он получил в школе, - обладает более высоким уровнем мышления - глубоко ошибается. Образы, конечно, посложнее, но сама логическая цепочка - примитивная.
Мышление тем сложнее, чем больше обрабатывается образов. Для примера - шахматист.
Лично я, более чем на два хода вперёд, никакую игру не продумываю. Разумеется, я не знаю теорию, тогда как любой грамотный шахматист знает, как будет развиваться игра, в зависимости от первого хода.
Тем не менее, грамотных много. А чемпион - один.
Теоретические знания - это именно знания. Чужие, заученные, усвоенные.
Их надо творчески, в зависимости от ситуации, переработать.
Если не будет теоретической подготовки, мышлению не с чем работать.
Если будет только теоретическая подготовка, но не развито мышление ( оно и аналитическое, и, одновременно, творческое) то человек будет действовать по шаблону... по программе, как компьютер. Он не сможет скомпоновать части от разных программ и придумать какой-то совершенно неожиданный, оригинальный финал.
Образование... не только наше, но и в других странах... почти стопроцентно поставлено на усвоение теоретических знаний. Мало кто учит детей ещё и мыслить. А это несложно сделать прямо в процессе обучения... теория, при этом усвоится гораздо лучше.
Мышление, по сути, преодоление чего-то непонятного, неясного, конфликтного в материале.
Дважды - два - четыре... темы для мышления нет... 2 х 2 = 4? Это уже какой-то конфликт, стимулирующий мысль.
Станиславский, в разработке своей "Системы", пришёл к действию. Ни один момент на сцене - не должен быть бездейственен. Сегодняшние театралы, довольно часто, понимают "действие" , как физическое движение.
А действие - это наличие цели и попытки этой цели достичь. Физическое, как и словесное действие - только способ достижения психической цели.
Настоящая цель - всегда конкретна. (А, значит, это первый сигнал, образ) Если учёный пишет расплывчатую статью, диссертацию... то, у него нет научных целей... у него есть практические цели... получить звание, получить гонорар. Элементарное мышление.
Мысль будет "шевелиться" в направлении к поставленной цели. Мы решаем задачу. Стремимся к победе.
Мелкие цели - и мышление, и действия по достижению этих целей - так - же простенькие.
Крупные - научные, творческие цели - мобилизуют всего человека... его мысль активна и целенаправленна.
У женщин, как правило, мелкие цели, связанные с бытом... поэтому, женщины реже достигают больших высот. Мужчины чаще думают по крупному, ставя нереальные, на конкретный момент, цели. Мыслящий компьютер - сегодня не реален. Но мысль активно, коллективно, крайне заинтересованно и материально стимулированно, - шевелится.
А те же психологи, которые уверены, что всё хорошо знают, уже полсотни лет топчутся на месте. Ссылаются на Леонтьева, на Выготского.
Чем глубже и важнее цель, тем активнее работает мысль, тем более фактического материала ей требуется. Человек ищет дополнительных знаний - это взрывное развитие. И это высокий уровень интеллекта - невозможный в том случае, если какая-то сигнальная отстаёт. Поэтому, наличие красивых, глубоких целей - очень важно для становления человека. А такие цели зависят от активности высших чувств. Без таких чувств - человек будет, эгоистически, думать только о себе - любимом.
Поэтому, не надо думать о мышлении первой сигнальной, как о примитивном процессе. Мышление выдаёт варианты... много... и глупые, и гениальные... мозговая атака... а, используя вторую сигнальную, переводя мысли в слова, мы "причёсываем мысли", "раскладываем их по полочкам"... выстраиваем образы в определённом порядке и фиксируем их в этом порядке. Придаём расплывчатому таланту - чёткую форму.
Слово - это, конечно, упаковка... но, не менее важная, чем само содержание... Речь - единство формы и содержания...
Общество, где форма становится важнее содержания, нежизнеспособно, бездарно... если есть сильные противники - погибает... не в силах себя защитить.
«…образы - это привычная для человека форма навигации в информационной базе данных, формируемой внутри мозга.»
Образы – это и есть база данных. А навигация - ассоциативное мышление и абстрактно – словесное. Где астрактное – это обобщённые образы. (не конкретное яблоко, а яблоки вообще)