Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 След.
Кто научит детей немочалоголовости?
Юрий Зеленецкий о «немочалоголовости». Хорошая статья. Желательно напечатать ее в «Учительской газете». Тут проблема вот в чем: в школах, особенно провинциальных,  не так много учителей, которые хорошо знают жизнь, свой предмет и предметы прилегающие. Пройдет немало лет, прежде чем выпускница  института сможет свободно отрываться от учебника. Учитель – прежде всего человек, а человеком стать очень сложно. Скучные уроки – откуда они? От ограниченного учителя. И тут, мне кажется, одних знаний мало. Учитель должен быть интересен детям как человек, который много знает, многих знает, много умеет. Он педант, но и широкая натура, он требователен, но и умеет прощать, сильно пожурит, но и во время похвалит. Он умеет убедить ребенка, что без знаний человек смешон, жалок, бессилен. Интересен опыт Виктора Федоровича Шаталова. Что знает Юрий Зеленецкий о Шаталове?  19 декабря 2008 г.
Компьютерное образовани и самообразование., Комьютеризация предоставляет огомн.возможн.
Жаль, что о роли учителя в педагогическом процессе с Вами не поговоришь. Удачи Вам на своем поприще.
Компьютерное образовани и самообразование., Комьютеризация предоставляет огомн.возможн.
[QUOTE]Степпи Балашова пишет:
Если предметы могут потеснить учителя, то, что тогда можно сказать о таком учителе (или руководителе кружка)?[/QUOTE]

Я говорил о роли учителя как учителя. Вы пошли совсем не туда. Умышленно или не поняли меня?
Компьютерное образовани и самообразование., Комьютеризация предоставляет огомн.возможн.
Каждое средство обучения и воспитания, думаю я, должно быть поставлено на свое место. Потеснить учителя? Можно потеснить. Я возражаю лишь против того, чтобы учителя в школе оттеснили на второй план. Без разумного руководителя дети легко поплывут по морю чувств. Разных чувств. Вероятнее всего, накинутся на информацию, которая развлекает и доставляет удовольствие. Интернет, например, кишит порнографией. Тут есть о чем поспорить. 11 декабря 2008 г.
Компьютерное образовани и самообразование., Комьютеризация предоставляет огомн.возможн.
Главные две задачи, стоящие перед учеником, – усвоить информацию, предусмотренную программой, и научиться думать, размышлять. Вторая задача сложнее.  Если бы здесь можно было  обойтись молотком и рубанком, иголкой и вязальными спицами, то проблем  у педагогики не было бы. Первое средство обучения и воспитания в школе – живое слово учителя, лучше – слово любимого учителя. Подручные средства – мел, доска, компьютер и вся прочая техника. 10 декабря 2008 г.
Изменено: Сергей Корягин - 10.12.2008 12:31:51
Компьютерное образовани и самообразование., Комьютеризация предоставляет огомн.возможн.
В свое время в школах открыли сильно напичканные техникой кабинеты. И киноаппаратуру поставили. Денег государство истратило немало. Но успеваемость и качество воспитания от этого не поднялись. А технику дети потом развинтили. Компьютеры в школах (а еще лучше – Интернет)  – это замечательно, но не надо увлекаться. В воспитании и обучении детей нет волшебных средств. Впрочем, есть одно средство, но и оно не волшебное – учитель. Слова, которое идут от учителя и слова, которые идут от машины, для воспитания детской души – принципиально разные. Они различаются, как натуральный хлеб и хлеб из опилок, как колбаса из мяса и колбаса из репы. Я полагаю, что учить пользоваться вспомогательной техникой нужно уже в младших классах, а использовать эту технику в педагогических целях следует лишь в старших классах. Потому что в старших классах обучение начинает превалировать над воспитанием. Боюсь, молодой президент  в этом мало разбирается. 8 декабря 2008 г.
Всеобщее среднее образование возможно? А нужно?
В сфере образования соперничество между государствами в полном разгаре. И остановить его сегодня невозможно. А надо бы всем остановиться и подумать о здоровье детей.
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ?
[QUOTE]PINGVIN пишет:
Это не революционерство - тогда и андерсовский мальчишка, крикнувший: "А король-то голый!" - тоже был революционер, Это всего лишь констатация фактов - и не более того.[/QUOTE] Сергей Корягин Пингвину. Психология – несомненно, наука. Наука – это крепко спаянная система понятий о предмете, которая дает объективные знания о нем. Прежде всего – выявляет причинно-следственные связи в нем. Психология изучает одну из сторон предмета, имя которому - «человек». Основные понятия психологии: «ощущение», «чувство», «образ», «представление», «воображение», «сознание», «самосознание», «разум», «воля», «стремление», «хотение», «поведение», «поступок»; «отражение», «внушение», «убеждение»; «интуиция», «рефлекс», «инстинкт», «установка», «ориентир»; «причина», «следствие»; «цель», средство». И другие. Количественные отношения между различными сторонами человеческой психики тоже имеют место, ныне существует даже математическая психология. Конечно, между камнем и человеком – большая разница. Предсказать поведение человека сложнее, чем поведение камня, но психология дает такую возможность. И педагогика – наука. Прикладная. Можно назвать ее искусством и, если хотите, ремеслом. Однако и у нее есть свой комплекс понятий – каждый учитель должен его усвоить. «Задаток», «склонность», «способность». «Обучение» («дидактика»), «воспитание»; «объяснение» (искусная работа словом), «повторение», «внушение», «убеждение», «личный пример», «пример героя», «наказание», «поступок», «поведение», «правила поведения». «Природосообразность», «гуманизм». Знание психолгии для учителя обязательно. Педагогика и психология – два рядом лежащих предмета. Хороший учитель дает хорошие знания. Здесь явная причинно-следственная связь. Хороший воспитатель дает обществу хорошего человека. Как правило. Из плохой семьи выходят плохие дети. Как правило. 4 декабря 2008 г.
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ?
Здесь собрались одни революционеры. Они утверждают, что педагогика – не наука, психология – не наука. На одном форуме я даже прочитал, что и философия – не наука, она по статусу близка к кулинарии. Куда консерватору податься? Обучаемость. Думаю, что неразумно отождествлять чисто естественный процесс дыхания с желанием учиться (возражение Кардановскому). Это разные вещи, хотя внешне чем-то схожие. Мы говорим не о естественном процессе приобретения жизненных навыков, что свойственно и животным, мы говорим о целенаправленном процессе усвоения знаний… Мне ближе школа.  Математика, физика, химия, биология, история и т.д.  Надо приложить великий труд, чтобы ими овладеть. Надо напрягаться, надо тянуть, а это далеко не всегда приятно. Спросить бы у бурлаков на Волге: «Вы тянете, как дышите?» Я думаю, они подобрали бы слова для ответа. Без естественного стремления ученика процесс обучения не построишь – это ясно, но к естеству надо еще «приставить» лестницу, много лестниц, по которым он «полезет» на вершину знания. А это уже задача дидактики и искусства воспитания. Задача педагога, который приходит в класс с журналом под мышкой и кипой тетрадей в руках. Пойдем далее. Научить учиться. Сложно это. Надо вложить желание учиться, опираясь на естественную потребность, на естественное любопытство, не заглушив в самом начале пробивающийся к свету росток. Вот тут-то и помогает наука психология. Но в школе применение психологии чаще всего сводится к устрашению двойкой. Учителю  надо скоро, а ученик не может скоро: болен, медлителен, отстал в развитии, расстроен домашней ссорой родителей, обижен товарищем на перемене. Рассказывают про первоклассника, который, выйдя из дома, специально падал в грязную лужу, чтобы вернуться и не идти в школу. Нет ничего труднее, чем вложить желание – тут нужен талант, подобный таланту В.А. Сухомлинского и В.Ф. Шаталова. Без внимательного штудирования трудов этих педагогов не обойдешься. Я читал, что отец Моцарта заставлял сына музицировать до изнурения, однако принуждение здесь опиралось на страстную любовь  сына к музыке. Сын сам хотел этого изнурения. Возьмем учителя талантливого: он не заглушил желания учиться. Что дальше? А дальше – надо дать в руки питомца технологию, по которой он будет пробиваться к свету знания самостоятельно. Домашнее задание – это начало начал. Во-первых, надо соблюдать меру, чтобы у ученика не опускались руки («Разве столько выучишь!»), с одной стороны, и не возникала эйфория – с другой: я и так все знаю, я и так все запомнил. Во-вторых, тем, кто послабее, следует дать дополнительное разъяснение, вспомогательный инструмент (у Шаталова – опорный конспект). Далее – велика роль предметных кружков, которые в иных школах существуют только на бумаге. (Ученики задавлены уроками, а для учителя лишняя, часто неоплачиваемая, нагрузка.) Еще далее, мне известны ситуации, когда старшеклассники поступают в подготовительные школы при МГУ и при Физтехе. Олимпиады – хороший стимул самообразования для продвинутых ребят. И на последний  способ самообразования хотел бы я указать – на систематическое чтение дома. Разной литературы: научно-технической и художественной. Что касается Интернета, то он сегодня – преимущественно способ развлечения. 29 ноября 2008 г.
Оценка качества в образовании России и Болонский прроцесс, Трёхбалльная шкала мешает достоврной оценке качества в нашем образован
Прежде Вы аргументировали лучше.
Страницы: Пред. 1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 След.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее