Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 ... 313 След.
О феномене процесса мышления, информация к размышлению.
Петр Тайгер, 15.10.2014 16:50:47 :
[QUOTE]Предлагаю разобраться с понятиями «сознания» и «осознания» без привлечения понятий «реакции», «восприятия», «ощущения», «ума», «разума», «рассудка», «интеллекта», «души» и «духа». Из-за невозможности отказаться от таких понятий, как «мышление», «способность», «следствие» и «отражение» в принципе, вынужден их оставить, чтобы с их помощью, придерживаясь темы, попытаться сказать еще вот о чем:....[/QUOTE]
Нечто похожее я тоже предлагал.
См. пост №1638 http://www.nkj.ru/forum/forum10/topic18738/messages/?PAGEN_1=164
А так же посты №1679, 1680 http://www.nkj.ru/forum/forum10/topic18738/messages/?PAGEN_1=168

Вася из Минска.
О феномене процесса мышления, информация к размышлению.
Петр Тайгер, 15.10.2014 16:50:47 :
[QUOTE]Принимается любая критика.[/QUOTE]
Принимайте.

[QUOTE]1… Что-то, чем бы оно не было, будет являться сознанием, если оно обладает способностью к мышлению. [/QUOTE]
Мыслить могут и тараканы, но сознанием их наделять не стоит. Сознание вещь сложная и дорогая и не для всех живых существ по размерам и по уровню эволюционного развития.

[QUOTE]2… Способностью к мышлению в той или иной степени, начиная от инстинктивного, обладают все живые существа на Земле. [/QUOTE]
Инстинкт и мышление – это несколько разные уровни обработки информации нервной системой.

[QUOTE]3… В силу этого утверждения все живые существа на Земле обладают сознанием. [/QUOTE]
Не надо «размазывать» такой дар как сознание на всех живых существ. Это называется биопсихизм. Что не есть здраво и научно.

[QUOTE]4… Сознание является следствием электрохимических процессов, происходящих в соответствующих отделах организма живых существ. В частности, у кроманьонов это нейронные сети спинного и головного мозга. [/QUOTE]
Спинной мозг не участвует в процессе сознания.

[QUOTE]5… Мышление может быть бессознательным и сознательным. [/QUOTE]
Это не повод для размышлений и коментариев.

[QUOTE]6… У всех животных Земли (кроме кроманьонов) мышление бессознательно. Оно бессознательно потому, что их сознание не знает, что оно мыслит.[/QUOTE]
Не у всех. А у тех, которые способны к мышлению мышление не обязательно бессознательно. У высших животных могут быть и элементы понимания самих себя и понимания их мозгом самого себя - что есть показатель их сознания самих себя. Пока что мы об этом спросить у них не можем. Мы то и с человеком ещё не разобрались толком.

[QUOTE]7… У кроманьонов мышление может быть бессознательным только в том случае, когда сознание хотя и знает, что оно мыслит, но не знает, о чем мыслит.[/QUOTE]
Это так. Это базовый способ мышления - не вербальный, как бы бессознательный.

[QUOTE]8… Во всех других случаях мышление у кроманьонов сознательное. И сознательное оно потому, что их сознание знает о том, что оно мыслит, и то, о чем оно мыслит. [/QUOTE]
Если оно вербальное, то это так. Но и не вербальное мышление высших животных может быть в какой-то степени сознательным (см. п.6).

[QUOTE]9… Считается, что посредством сознательного мышления кроманьонское сознание субъективно отражает объективную реальность и осознает в ней свое присутствие. [/QUOTE]
И не только кроманьонское. Высшие животные тоже понимают себя как объект в окружающей их действительности. При этом не стоит говорить, что они это осознают, т.к. они в большей степени это лишь понимают.

[QUOTE]10.. Животные вследствие отсутствия у них сознательного мышления свое присутствие в объективной реальности не осознают. [/QUOTE]
Но понимают. Понимание животных - основа будущего сознания и вербального самосознания у человека.

Чтобы вам было легче понять меня - см. тему "О живой клетке и Эволюции"
пост №945 http://www.nkj.ru/forum/forum10/topic18738/messages/?PAGEN_1=95

Вася из Минска.
Изменено: Вася из Минска - 17.10.2014 13:19:12
О живой клетке и Эволюции., Дарвинизм, ламаркизм, генетика, психика.
donPavlensio, 13.10.2014 10:32:26 :
[QUOTE]«Вот, только гадаю, "ё" вместо "о" намеренно поставлено в угоду кривлянию, или же это врожденная Васина "грамотность"?»[/QUOTE]
Если бы вы были чуть сообразительнее, то поняли бы, что это так мною написано, чтобы было не грубо, а как бы помягче, нежнее, на Ё. Вам на Ё не понравилось? :)

[QUOTE]«Вот есть в языке стихийное одушевление предметов, как следствие человеческой психологии,…»[/QUOTE]
Во-первых, у меня нет «одушевления предметов», которое вы мне придумываете (см. пост №1660). Ибо то, что мы в Беларуси называем предметами – не живые вещи. Я же веду речь о живых существах, которые предметами называть будет несколько грубо и по сути не правильно. Хотя, возможно, в Москве собак, котов, ворон и т.д. и называют предметами. :)  

Во-вторых, если я и утверждаю, например, что «растения понимают», то это не является неким их «одушевлением», т.к. никакой такой души или сознания я им не приписываю (см. пост №945  http://www.nkj.ru/forum/forum10/topic18738/messages/?PAGEN_1=95  )  – они просто живые существа, что-то проявляющие свей реакцией на внешнюю среду внешне очень напоминающей на их понимание этой внешней среды.

В третьих, эти выражения, как я считаю, не просто «следствие человеческой психологии», не просто выражения подбираемые учёными или составителями научно-популярных статей удобных для понимания простыми обывателями, а являются следствием глубокого интуитивного, возможно подсознательного понимания того, что это так и есть, только пока что мы и наука вообще не в состоянии это понять, определить и достоверно доказать. Ведь даже уровень (градацию) умственных способностей человека или высокоразвитых животных учёные определяют с большим трудом и очень приблизительно. Что же тут говорить об изучении понимания у растений или у простейших живых организмов.  

[QUOTE]«И поэтому ученые постоянно оговариваются, что такие словесные формы в научном контексте не означают целеполагания генами, видами в своей эволюции, а просто являются неизбежным языковым наследием. Но не предлагают учить в школах по-другому.»[/QUOTE]
И поэтому такое понимание этих «словесных форм» типа как у Васи из Минска будет жить всегда. :)

[QUOTE]«Очевидно, Вася так и не прочел ни одной книжки Докинза, иначе не молол бы подобной чепухи.»[/QUOTE]
Это не так.
[U]Комментарии к книге «Эгоистичный ген», Докинз Ричард (Посты №61, 62)[/U]
http://www.nkj.ru/forum/forum10/topic18738/messages/?PAGEN_1=7

[U]О книге "Слепой часовщик" Р.Докинз (Посты №74, 264)[/U]
http://www.nkj.ru/forum/forum10/topic18738/messages/?PAGEN_1=8
http://www.nkj.ru/forum/forum10/topic18738/messages/?PAGEN_1=27

[QUOTE]«Докинз нигде не называл гены умными, напротив, он всегда подчеркивает, что ген сам по себе не разумен, не способен к целеполаганию и прочей когнитивной деятельности. Ген - всего лишь кусок биологического программного кода. Неслучайно в одной из книжек он сравнивает геном с рецептом.» [/QUOTE]

[U]Из книги «Эгоистичный ген», Докинз Ричард[/U]
[QUOTE]«Эгоистичный ген? Что это такое? А это всего лишь один-единственный физический кусочек ДНК. Точно так же, как и в первичном бульоне, это все репликиодного определенного кусочка ДНК, распространенные по всему свету. Если мы позволяем себе вольность говорить [U]о генах как о сознательных существах[/U], обладающих душой (постоянно успокаивая себя, что при желании мы в любой момент можем вернуться [U]от наших неряшливых выражений к приличным терминам[/U]), то правомерно задать вопрос: что же [U]пытается совершить[/U] каждый отдельный эгоистичный ген? [U]Он старается стать[/U] все более многочисленным в данном генофонде. В принципе [U]он делает это[/U], помогая программировать тела, в которых он находится, на выживание и размножение. Но здесь мы подчеркиваем, что «он» — это некий фактор, существующий одновременно во многих телах. Главная мысль этой главы заключается в том, что каждый данный ген, возможно, [U]способен помогать[/U] своим репликам,находящимся в других телах. В таком случае [U]можно говорить о неком индивидуальном альтруизме[/U], обусловленном, однако, эгоистичностью гена.
………………..
Продолжим аналогию между мимами и генами. На протяжении всей этой книги я подчеркивал, что [U]мы не должны представлять себе гены как сознательные, целеустремленные элементы. [/U]Однако слепой естественный отбор заставляет их вести себя так, как если бы они стремились к какой-то цели; поэтому, удобства ради, говоря о генах, мы пользовались соответствующими выражениями. Например, когда мы говорим: «гены стараются повысить свою численность в будущих генофондах», то на самом деле имеется в виду, что «те гены, которые ведут себя таким образом, чтобы их численность в будущих генофондах повышалась, это гены, эффекты которых мы наблюдаем в мире». Раз [U]оказалось удобным представлять себе гены как активные единицы[/U], которые целенаправленно трудятся, чтобы обеспечить собственное выживание, быть может, было бы удобно точно так же относиться и к мимам. Ни в том, ни в другом случае мы не впадаем в мистику. В обоих случаях идея цели — всего лишь [U]метафора[/U], но мы уже убедились, как плодотворна [U]эта метафора применительно к генам[/U]. [U]Мы даже наделяем гены такими эпитетами, как «эгоистичный» или «безжалостный», прекрасно зная, что это всего лишь манера выражаться[/U].»[/QUOTE]
Да, вы правы, я несколько некорректно выразился. Р.Докинз действительно не называл гены умными. И я сделал это из злого умысла, чтобы поёрничать над его выражениями «эгоистичный», «безжалостный» и другими им подобными, которые придают генам некую умность.

Вася из Минска.
Изменено: Вася из Минска - 17.10.2014 12:43:14
О живой клетке и Эволюции., Дарвинизм, ламаркизм, генетика, психика.
[B]О мышлении и сознании.[/B]

1. Мышление – это процесс [U]невербального[/U] анализа полученной допонятийной информации и синтеза новой допонятийной информации - у животных имеющих нервную систему с мозгом или только нервную систему.
2. Думание – это процесс [U]вербального[/U] (кроме имеющегося невербального) анализа полученной понятийной информации и синтеза новой понятийной информации - у человека.

3. Сознание – это [U]невербальное[/U] понимание факта мышления - у животных с развитым мозгом.
4. Самосознание – это [U]вербальное[/U] (кроме имеющегося невербального) понимание факта мышления - у человека.

Вася из Минска.
Изменено: Вася из Минска - 27.08.2014 21:25:05
О живой клетке и Эволюции., Дарвинизм, ламаркизм, генетика, психика.
[B]И ещё о понимании.[/B]

[U]Понимание[/U]
http://enc-dic.com/new_philosophy/Ponimanie-931.html
[QUOTE]П. стало трактоваться как предоснова любых возможных мыслительных процессов и процедур.
.................
П. как предпонимание изначально и предполагает мышление и поведение - через "предмнения", "предвидения" и "предвосхищения", делая возможным производное ("вторичное") П. как методы и процедуры познания. Онтологический статус понимания был закреплен [U]герменевтикой[/U], в котором П. - центральное понятие.[/QUOTE]

[B]«Наночастицы решают задачи»[/B]
http://www.nkj.ru/news/24830/
[QUOTE]Двоичными вычислениями внутри клеток с помощью биомолекул (на основе ДНК, РНК и белков) во всем мире широко занимаются уже более десяти лет. Это направление получило название [U]биокомпьютинг[/U].[/QUOTE]
Из этой, казалось бы такой не приметной статьи, можно сделать весьма не тривиальный вывод: двоичный код - это по сути [U]самый элементарный элемент самого простого понимания[/U], который используется в биомолекулах ДНК и РНК. Из подобных миллиардов двоичных кодов в нейронах нашего мозга создано в конечном итоге и наше человеческое понимание, используя которое мы в результате имеем и воспринимаем наше мышление.

Как известно имеются несколько видов мышления: [U]логическое мышление, образное мышление и вербальное мышление[/U], то логично будет признать, что имеются и соответствующие им виды понимания. Предложу, конечно, не как истину в последней инстанции соответствующие им свои определения и кому эти понимания, на мой взгляд, могут принадлежать. При этом следует учитывать, что более сложные живые организмы имеют как "предысторические" для них другие виды понимания более простых организмов.

1. Допонятийное [U]логическое понимание[/U] – это логическое восприятие внешнего воздействия на основе двоичного вычисления соответствия и адекватное реагирование на это внешнее воздействие - у простых многоклеточных и простейших живых микроорганизмов и у неживых человеком созданных кибернетических системах.
2. Допонятийное [U]образное понимание[/U] – это логическое восприятие внешнего воздействия, поиск соответствия прежней логике и создание новой взаимосвязи микроэлементов нервной и аналогичной нервной системы на основе полученной образной информации и выработка импульсов для логического и адекватного реагирования - у всех сложных многоклеточных живых организмов.
3. Понятийное [U]вербальное понимание[/U] – это логическое восприятие внешнего воздействия, поиск соответствия прежней логике и создание новой взаимосвязи микроэлементов нервной организации мозга на основе полученной преимущественно вербальной (понятийной) информации и выработка импульсов для логического и адекватного реагирования - у человека.

Вася из Минска.
О живой клетке и Эволюции., Дарвинизм, ламаркизм, генетика, психика.
[U]Информация к размышлению.[/U]

1. [B]«Кому нужны религиозные ритуалы — людям или паразитам?»[/B]
http://www.popmech.ru/science/45849-komu-nuzhny-religioznye-ritualy-lyudyam-ili-parazitam/#main-full
[QUOTE]В 2013 году в журнале Ecology Letters была опубликована статья, в которой было показано, что рачки рода Artemia, инфицированные плоскими червями и микроспоридиями, намного чаще собираются в стаи. Эти стаи становятся заметными для птиц (например, фламинго), конечных хозяев паразита. В связи с этим возникает предположение, что паразиты могут способствовать социализации рачков, чтобы их активнее поедали. Но, наверное, самый известный пример такого рода — одноклеточное простейшее токсоплазма. Конечный хозяин этого паразита — кошки, а грызуны являются промежуточным хозяином. Грызуны, инфицированные токсоплазмой, проявляют бóльшую толерантность к кошачьим запахам и более склонны оставаться на открытой местности, где становятся легкой добычей для хищников, то есть токсоплазма помогает грызуну стать обедом для кошки.[/QUOTE]

2. [B]«Влияет ли микробиом человека на его религиозность?»[/B]
http://elementy.ru/news/432305
[QUOTE]Лишь одна из десяти клеток в теле человека является собственно человеческой. Остальные девять — это различные симбиотические микроорганизмы, в основном бактерии и грибы, среди которых немало патогенных форм. В последнее время принято говорить о наличии в человеческом теле оси «кишечная микробиота — мозг», поскольку эта микробиота, или микробиом, выделяет целый ряд нейромедиаторов, вызывающих отклонения в поведении индивида, такие как шизофрения, эпилептические припадки и, согласно предположениям авторов обсуждаемой ниже статьи, некоторые проявления массового религиозного экстаза.[/QUOTE]

3. [B]«Муравьи-зомби умирают на пороге своего дома»[/B]
http://www.nkj.ru/news/24821/
[QUOTE]Грибы рода кордицепс, паразитирующие на различных насекомых, известны своим умением управлять поведением жертв.
……………
Однако, как отмечают авторы работы, несмотря на такое «хитроумие»….[/QUOTE]

4. [B]«Паразит, который меня изменил»[/B]
http://www.nkj.ru/news/23177/
[QUOTE]Как им это удается — вопрос все еще открытый. Возможно, они выучили еще не совсем понятный нам язык гормонов и нейротрансмиттеров, которые во многом определяют наше поведение и научились им пользоваться в своих интересах. Самое время задуматься — так кто же настоящий царь природы?...[/QUOTE]

***************
Не так уж много по понятным причинам [U]понимают[/U] микроорганизмы. Но, несомненно одно, что без наличия элементарного [B]понимания[/B], которое возможно и без наличия нервной системы, микроорганизмы не смогли бы такими хитроумными (без кавычек) способами влиять в своих интересах на жизнь гораздо более сложных и гораздо более умных (с более высоким уровнем понимания) живых организмов. Это всё как дополнение к посту №1638 о ПОНИМАНИИ в живой природе. http://www.nkj.ru/forum/forum10/topic18738/messages/?PAGEN_1=164

Вася из Минска.
Изменено: Вася из Минска - 24.08.2014 16:37:27
О живой клетке и Эволюции., Дарвинизм, ламаркизм, генетика, психика.
Гость "Гость", 15.08.2014 21:20:47:
[QUOTE]Компромиссный вариант может допускать двойственную переходную природу гена, который способен исполнять некоторые функции субъекта. Все, что в иерархии организации материи "ниже" гена (атомы и.т.п.) – «чистые» объекты (условно).[/QUOTE]
Компромиссный вариант - вещь сама по себе хорошая. Но ваше же второе утверждение отрицает "двойственную переходную природу гена" в первом вашем утверждении, т.к. устанавливает чёткую границу между тем что "ниже" гена и тем, что "выше" гена. И это соответствует действительности. Другими словами - ген уже живой "кирпичик", живой "организм", живой "элемент жизни". И потому он находится уже на стороне живой материи, за "границей" которой - неживая материя, феномен под названием "жизнь" в которой "выключен".

Вася из Минска.
О живой клетке и Эволюции., Дарвинизм, ламаркизм, генетика, психика.
Гость "Гость", 15.08.2014 16:52:49:
[QUOTE]Интересно, что предлагают считать ген умным субъектом, который, видимо, имеет и преследует свои эгоистические субъективные цели, но тогда и гены можно считать вместилищем разумных и эгоистических атомов.[/QUOTE]
Всё дело в том, что это не так. Умные и эгоистичные гены [U]живые[/U] и "изготовлены" из не умных и не эгоистичных атомов неживой материи. Дело ещё и в том, что не известно как "включается" жизнь в живой материи (а вместе с нею и её новые свойства - понимание и эгоистичность) "изготовленная" из не живых и не эгоистичных и не умных атомов.

Вася из Минска.
О живой клетке и Эволюции., Дарвинизм, ламаркизм, генетика, психика.
Техрук, 15.08.2014 15:52:31 :
[QUOTE]Об общем ощущении понимания и его роли по сопутствующей ему оценке (далее по тексту книги Брудного):
Мы знаем это из личного опыта: каждому из нас знакомо чувство понятности, или, как говорят психологи, "ощущение смысла". Оно рез¬ко и отчетливо противостоит тоскливой непонятности прочитанного или происходящего. Напротив, ощущение смысла точно пере¬дают следующие слова Фазиля Искандера: "Казалось, в жестком хаосе механических случайностей приоткрылся какой-то смысл. И хотя ничего хорошего он не сулил, он придавал надежду самим своим существованием. Он вспомнил, что и раньше ему становилось легче, когда то, что мучило и давило, объяснялось каким-то смыслом". В сущности и природную действительность объясняли как нечто, освященное промыслом господним, и это очень облегчало тяготы зависимости от природы — покамест казалось убеди¬тельным. Так или иначе, в XX в. возникли даже эффективные лого-терапевтические методы воздействия на психику, которые хотя и не доказывают существование смысла, но свидетельствуют об огромной, незаменимой его роли для человека.
... Понять можно то, что имеет смысл. И понимание может идти многими, неповторяющимися путями...
Источник: http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/understanding/understanding.php[/QUOTE]
[QUOTE]Но продолжим рассмотрение книги А.Брудного:
... Каждому из нас из неопровержимого личного опыта известно, что понимание существует и как процесс, и как переживаемый индивидом его итог. Но при определении сущности понимания психолог встречается с большими затруднениями. Они, как можно предположить, зависят от того, что понимание — это явление, исключительное по сложности и многообразное по наблюдаемым следствиям.
Источник: http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/understanding/understanding.php[/QUOTE]

Спасибо за ссылку на интересную статью. Пока прочитал бегло.
Но и после беглого прочтения из статьи видно, что в статье признаётся, что [U]понимание[/U] имеет фундаментальное значение для человека, для его мышления, для его сознания. Как вы знаете, я [U]понимание[/U] как бы "простираю" и признаю не только за человеком и животными, но и практически за всеми живыми существами. [U]Понимание[/U] гораздо более фундаментально, чем только психический компонент мозга. [U]Понимание[/U], как я считаю, возможно и без нейронов, на основе других био-электро-физико-химических процессов.

Вася из Минска.
Изменено: Вася из Минска - 15.08.2014 20:53:25
О живой клетке и Эволюции., Дарвинизм, ламаркизм, генетика, психика.
Техрук, 15.08.2014 14:43:35 :
[QUOTE]«Понимание в узком смысле есть компонент только мышления как обобщенного и опосредствованного отражения существенных свойств и связей 19 между предметами и явлениями»[/QUOTE]
Не знаю откуда вы взяли эту цитату, но это не столь важно.
На мой взгляд она должна выглядеть иначе:
«Понимание в узком смысле есть компонент не только мышления, но и как компонент обобщенного и опосредствованного отражения существенных свойств и связей между предметами и явлениями в живой природе».
Что же касается моделей, то, понятно, модель всегда условно-упрощённый вариант реальности.
Модель может быть ошибочной и потому проверяться на адекватность на реальных процессах.

Вася из Минска.
Изменено: Вася из Минска - 15.08.2014 14:59:32
Страницы: Пред. 1 ... 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 ... 313 След.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее