[B]О реляционном пространстве и субстанциональном Пространстве.[/B]
(дополнение к посту № 85)
[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s019.radikal.ru/i613/1204/51/c0624ba3d7a8.jpg[/IMG][/URL]
В современной философии имеются [I]две концепции пространства.[/I]
[B]«[/B]В истории философии и науки сформировались и дошли до наших дней две основные концепции пространства – [I]субстанциональная и реляционная[/I] (от лат. relativus – относительный).
Согласно [I]первой[/I] пространство представляет собой особую самостоятельную субстанцию, независящую в своем существовании от мира вещей. Оно – что-то вроде огромного вместилища для вещей, которое [U]останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет[/U].
[I]Вторая[/I] же концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами. Согласно ей пространство не обладает самостоятельным существованием, оно лишь есть особая характеристика материальных явлений. В этой концепции [U]исчезновение мира вещей привело бы к исчезновению пространства[/U]. …….Иными словами, с этой точки зрения, в мире нет какого-то «всеобщего пространства», а есть бесконечное множество индивидуальных пространств.[B]»[/B]
Философия, конспект лекций, доктор философских наук, профессор Я.С.Яскевич, 2011 г.
Какая из этих концепций более правильная и более соответствует истине? Ответ на этот вопрос, как я полагаю, будет в том, что эти концепции обе правильные и обе соответствуют истине.
Всё дело в том, что всё зависит от «точки зрения». Если смотреть на вещи только с [I]реляционной [/I]«точки зрения», только «с высока» и только на их [I]внутреннее[/I] пространство, то естественно это внутреннее пространство вещей будет являться нам в виде внешней «формы» этих вещей, в виде «особой характеристики материальных явлений». И в этом случае, с этой «точки зрения», никакого такого [I]внешнего[/I] субстанционального Пространства увидеть будет невозможно. Это внешнее пространство, с этой «точки зрения», всегда будет видеться неким внутренним пространством чего-то более большого, но конечного по объёму и вмещающего в себя то пространство, которое мы рассматриваем в виде конкретной вещи, понимаемой нами как нечто материальное. И это так и есть.
С другой «точки зрения» ([I]субстанциональной[/I]), если смотреть со стороны любой вещи «во вне», во [I]внешнее[/I] пространство, то в таком случае в абсолюте [I]внешнее[/I] Пространство теряет свою «форму», свой конечный объём и свою конкретность. Это всегда внешнее Пространство «уходит» в бесконечность и становится чем-то над вещественным, над материальным. Оно становится неким абсолютным Пространством, которое вмещает в себя всё. Оно, это абсолютное Пространство, становится некой как бы [I]субстанцией для всего[/I]. И это тоже так и есть.
[B]Но.[/B] При [I]первой[/I] «точке зрения» (реляционной), в которой «исчезновение мира вещей привело бы к исчезновению пространства» - будет приводить пусть и мысленной, но к возможности уничтожимости всего и пространства в том числе. А это в свою очередь будет неизбежно приводить к мысли о создаваемости мироздания Творцом. Другими словами, реляционная «точка зрения» на пространство [I]не[/I] предполагает вечность мироздания, его всегда можно будет «взять и уничтожить» до полного его отсутствия и даже отсутствия абсолютной пустоты. Что [I]не[/I] нужно для реалистичного и материалистичного взгляда на мир.
При [I]второй[/I] «точке зрения» ([I]субстанциональной[/I]), в которой Пространство «останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет» - имеется возможность получить мировоззрение с несоздаваемостью мироздания ввиду неуничтожимости абсолютного Пространства, которое в свою очередь, ввиду своей ниуничтожимости, также несоздаваемо и потому в Творце не нуждается. Другими словами, [I]субстанциональная[/I] «точка зрения» на пространство предполагает в конечном итоге вечность мироздания, его невозможность отсутствия и невозможность отсутствия абсолютно пустого Пространства. Что и нужно для реалистичного и материалистичного взгляда на мир.
Но если попытаться объединить эти «точки зрения» и взглянуть на реальность сразу [I]с двух «точек зрения»[/I], то можно увидеть, что они не отрицают друг друга, а дополняют друг друга. Субстанциональное абсолютное Пространство вполне может и реально содержит в себе всё в виде реляционных, пространственно конечных, пространственных вещей. И в свою очередь все реляционные, пространственно конечные вещи ни коем образом не отрицают возможности в абсолюте находиться в субстанциональном Пространстве. Дуализм Пространства - его «внешность» и «внутренность», его конечность внутренняя и бесконечность внешняя, его реляционная субстанциональность и субстанциональная реляционность - требует и дуального взгляда и дуальной «точки зрения» на него.
Итог.
Реляционное пространство даёт нам [I]разрозненность[/I] [U]бесконечного множества[/U] пространственно и во времени «конечных вещей» в мироздании, но не даёт нам общей его Вечности и отнимает возможность быть чему-либо бесконечным.
Субстанциональное Пространство даёт нам [I]единство[/I] мироздания в виде [U]одной[/U] [I]пространственно и во времени[/I] «бесконечной вещи», и оно даёт нам общую Вечность мироздания и даёт возможность быть чему-либо бесконечным.
Одно другому не мешает. [I]Нахождение бесконечного множества конечных реляционных пространств «вещей» в одном бесконечном субстанциональном Пространстве[/I] – даёт нам гармонию мироздания и спокойствие от его вечности и бесконечности.
Вывод: современное понимание реальности мироздания требует нового понятия о [I]Субстанционально-реляционном Пространстве[/I].
Вася из Минска.
[I]НЕУНИЧТОЖИМОЕ ПРОСТРАНСТВО В НЕДОСТИЖИМОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ[/I]
Изменено:
Вася из Минска - 31.03.2016 11:13:24