Кстати, про стволовые клетки в печати начали писать вовсе не вчера. Вот например что писал про них журнал «Химия и жизнь» №11 за 1975 год, стр. 84:
[B]Возраст и иммунитет
Любая болезнь в старости переносится тяжелее. Не составляют исключения и инфекционные заболевания. В чем уступает здесь старик юноше? Что ослабевает в иммунной системе при старении? Очень важно понять, чем именно хуже старая иммунная система, — ведь только тогда можно попытаться ее исправить.
Иммунологи исследовали, во-первых, качество работы лимфоцитов — клеток иммунной системы. Во-вторых, старались выяснить, не иссякает ли с возрастом тот источник, из которого лимфоциты берутся,— стволовые кроветворные клетки.
Стволовая клетка — это клетка, от которой, как от ствола, происходят все остальные, своеобразный предшественник всех прочих клеток. В ходе развития организма в процессе первичной специализации возникает и специализация самих стволовых клеток. Скажем, от стволовой клетки, потомки которой становятся мышечными клетками, не могут возникнуть нервные клетки или, например, лимфоциты. Нас будут интересовать здесь только стволовые клетки того типа, от которых возникают лимфоциты; это кроветворные стволовые клетки.
Стволовые кроветворные клетки обладают способностью свободно блуждать по организму, покидать, например, костный мозг, временно поселяться в каком-либо органе, выходить вновь в кровоток или лимфоток и оседать в новом районе. Это позволяет вездесущим стволовым клеткам быть всегда как бы в курсе дел всего организма. И как только начинает не хватать лимфоцитов в том или ином месте, кроветворная стволовая клетка быстро восполняет потерю.
Стволовые клетки, подобно летучим голландцам, проносятся в соленой, как море, крови и оседают в разных частях нашего тела, чтобы опять сняться с якоря. Интересно, хотя никак еще и не объяснено, что концентрация интересующих нас стволовых клеток в крови подвержена циклическим изменениям: утром после сна их вдвое больше, чем к вечеру (соответственно 26 и 14 на 1 мл крови).
Как проследить за всеми этими миграциями? Основной прием для подсчета числа стволовых клеток такой. Животному, у которого собственные стволовые клетки ин- активированы облучением, вводят суспензию изучаемых клеток. В отличие от всех остальных клеток стволовые кроветворные клетки через 7—12 дней образуют четко видимые простым глазом колонии — бугристые утолщения на поверхности селезенки. Одна такая колония возникает из одной стволовой клетки, что позволяет вести строгий количественный учет.
Можно и не вводить посторонние клетки, а просто на время облучения экранировать небольшой участок костного мозга (например, прикрыть свинцовым щитком лапу мыши). Тогда вскоре после облучения ее в селезенке появятся вновь бугристые утолщения, и это свидетельствует о постоянном расселении собственных стволовых клеток.
За последние годы накапливалось все больше сведений, что при старении организма весьма уязвимым оказывается именно это звено — циркуляция стволовых клеток. Московские исследователи Р. М. Хаитов и В. С. Егорова доказали, что у старых мышей число мигрирующих стволовых клеток в 3—4 раза меньше, чем у молодых. И общее число стволовых клеток в старости тоже снижается, особенно в селезенке.
Бродят по организму не только стволовые кроветворные клетки. Постоянно мигрируют их потомки — лимфоциты, защищающие нас от инфекций. Оказалось, что их миграция тоже очень затрудняется с возрастом.
Какие факторы регулируют обычно миграцию интересующих нас клеток — пока неизвестно. Удалось, однако, отыскать вещества, введение которых в организм усиливает циркуляцию клеток. В 1962 г. иммуноморфолог Э. Кронкайт заметил, что введение телятам больших доз отрицательно заряженного природного полиэлектролита — гепарина вызывает быстрый выход лимфоцитов в кровь из лимфатических узлов и из селезенки. Спустя несколько лет другой — на этот раз синтетический полиэлектролит, полиметакриловую кислоту — ввели крысам. Результат оказался тем же.
Следующий шаг сделал американский исследователь В. Браун. Он ввел старым мышам синтетические полинуклеотиды и убедился, что эти полиэлектролиты стимулируют иммунитет. Если у старых животных число антителообразующих клеток составляло всего 15% от числа активных клеток молодых мышей, то введение полинуклеотидов увеличило этот показатель втрое.
Недавно группа московских иммунологов — Р. В. Петров, Е. А. Кабанова и их соавторы — применили другой синтетический полимер — поли-4-винилпиридин. Оказалось, что и он в 3—5 раз усиливает ми грацию стволовых кроветворных клеток и лимфоцитов. Контрольный опыт показал: в селезенке у молодых мышей 25 000 образующих антитела клеток, у старых — лишь 1500. Когда старым мышам ввели . полиэлектролит, число антителообразующих клеток у них быстро подскочило до 23 000. И в этом случае произошло как бы иммунологическое омоложение мышей.
Итак, можно считать доказанным, что в старости нарушена миграция клеток. Но нарушена не только она. Уменьшается число стволовых клеток и лимфоцитов. Ухудшаются и «деловые качества» старых лимфоцитов (даже если их перенести для проверки активности в организм молодого животного). Стоит заметить, что в старом организме неблагоприятна среда и для молодых клеток. Если селезенку молодых мышей перенести в организм старых (и .облученных, чтобы их собственные клетки не мешали оценке результатов), то эта молодая селезенка начинает в своем «новом, но старом» доме плохо работать... Это наблюдал ведущий американский иммуногеронтолог Т. Макинодан. Так что, старея, мышь впадает в детство, по крайней мере — иммунологически.
Конечно, все эти опыты — лишь начало пути. Очень многое остается неясным. Нужно ли стимулировать у старых животных миграцию только стволовых клеток или только их потомков-лимфоцитов? Почему вообще с возрастом снижается число стволовых кроветворных клеток, если стволовые клетки способны в принципе неограниченно размножаться? Как долго будет длиться стимулирующий эффект полиэлектролитов или других веществ и можно ли будет применять такие стимуляторы в клинике?
Быть может, когда-нибудь ангину станут отменять глотком коктейля, стимулирующего клеточные миграции. Может быть, будет составлен напиток, который заставит нашу вилочковую железу, управляющую всей иммунной системой, усиленно выбрасывать в кровь свои гормоны и эти гормоны будут стимулировать, пусть на короткий срок, но мощно всю иммунную систему.
Но изучение эндокринологии иммунитета только начинается.
Р. ВОЗЛИН [/B]