Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Вася из Минска пишет:
увиденные ранее «образы» у меня из глубин памяти как бы «проецируются» на СЕТЧАТКУ моих глаз. В ней, наверное, при этом возбуждаются зрительные колбочки и палочки. И от них, как я предполагаю, преобразованное возбуждение возвращается обратно в анализаторы визуальных сигналов с сетчатки глаз.[/QUOTE]

Вася, вы молоток!
Я, конечно, не физиолог, но даже на мой взгляд, это объяснение очень похоже на правду.
Образно говоря, нейрон - это микрофлешка, на которой записана закодированная информация. И мы эту информацию можем зрительно увидеть в виде образа, при активизации. Правильно?
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]adaonline пишет:
Какое же это "познание реальности" разглядывание муравья через лупу? Там кроме вида муравья ничего нет. [/QUOTE]
Нет, знаете, в этом случае, мы меня, просто, рассмешили.
Значит, рассматривая муровья через лупу, вы реальность не познаёте?

Объясните, ради бога, а как, тогда, вы эту самую реальность познаёте? Ультразвуковые волны испускаете? Как дельфины?

Нет, я, конечно могу понять, когда не осознаётся само существование образа... Но такое...
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]adaonline пишет:
Кстати, Татьяна Васильевна. Вы говорите об органичном воспитании, как о развитии образного мышления у детей, и я с этим согласен, но есть ли у Вас понимание его меры? Можно ли уверенно сказать, что чем больше, тем лучше?
Вопрос такой у меня возник со слов Макрофага. Дело в том, что из моих скромных наблюдений за окружающими меня, я уверенно могу сказать, что именно представители искусства (не сомневаюсь, что у них слишком развито именно образное мышление), склонны верить во всякую мистику. Не хотел бы, чтоб мои дети были такими же.
Если считаете, что нужна мера, чего не требуется при развитии второй сигнальной системы, то где она?[/QUOTE]

Вы задаёте хорошие вопросы.
Что касается непосредственно образов, то ни их количество, ни умение  с ними работать - не может быть никакой угрозой для мозга.  Наоборот, чем глубже, всестороннее познаётся реальность  - тем нам интереснее жить.
Простой пример: Вы знаете, что такое божья коровка или муравей. Но мы видим не очень много. Они же маленькие. Неужели вам не интересно рассмотреть их под сильным увеличением?
В результате вы приобретаете новые образы, которые и есть знание о предмете.

Можно усвоить только поверхностные образы - вон муравей ползёт, а вот божья коровка.
Интересно? Нет, не интересно.
А  можно углубить это знание. Проследить куда ползёт муравей, как они с товарищами тащат муху. И это уже очень забавно.
А глубина изучения - предел, может, и имеет... но очень глубоко. Если вы начнёте изучать божиих коровок...  то это может вас захватить до такой степени, что вы всю жизнь будете это делать... и вам никогда не  будет скучно, наедине с любимыми божьими коровками.
А теперь подумайте, что, столь же глубоко, можно познавать любые предметы, процессы, явления. Хватило бы жизни.
Вот этот аналитически - познавательный процесс  - полезен в любых количествах. Он имеет дело с объективными, жизненными отражениями.

Воображение, как момент активизации   именно этих, объективных  отражений - тоже не вызывает никакого опасения.  В этом случае мы имеем дело  с прошедшей реальной жизнью,  - вчерашней, позавчерашней.  И если требуется алиби, мы  включаем воображение, и прокручиваем в уме события  нужного дня.
На мой взгляд,  к этому процессу  не очень подходит слово "воображение".  Но другого слова, просто, нет.

Что может быть лишним - это переизбыток фантазии. Особенно, если люди плохо умеют работать с объективными образами.
Люди в панике! На стоянке обнаружена смертельная чёрная гадюка! Хорошо, что бедный уж, которого людская фантазия возвела в степень чёрной гадюки, остался жив!

Отсутствие объективной информации (читай образов), приводит к тому, что нечто незнакомое, наделяется  совершенно не свойственными  ему качествами. Было бы кому интересно Лохнесское озеро, не существуй фантазии о его чудовище?

Что  может быть опасным, это неумение работать с собственным мозгом. Незнание принципов, по которым он действует. Ведь, что происходит: Ребёнок подчиняется тем требованиям, которые предъявляют ему взрослые - и у него более активно развивается  произвольное внимание и второй сигнал. В этом случае, большое количество  жизненно - важной информации приходит к ребёнку через слова.
А кто эту информацию, через слова поставляет?  Кристально - чистые люди с благородными сердцами и здравым мышлением?
Самостоятельное же мышление, которое осуществляется за счёт анализа  образов реальности, и может поставить под сомнение  вредную, плохую информацию, - отсутствует. Вот вам и, всё возрастающий, уровень дикости. И то, с каким зелёным блеском в глазах, страна рванула к рынку.

А недоразвитость лобных долей может приводить к тому,  что человек предпочтёт жить в собственных грёзах.
Лет в семнадцать я себе запретила грезить...  Ну, знаете, перед тем как заснуть,  можно нафантазировать любую историю...  о великой любви, конечно... о чём ещё грезят девчонки...
Это, знаете, целый фильм.  С эмоциями, с чувственными ощущениями. Сейчас, думаю, напрасно так сделала.  Но такие грёзы, конечно, отвлекают от реальной жизни.
А, ведь, наркоманы, ради вот таких снов наяву, губят свои жизни.  Грёза же, всего лишь, затормаживает. Человек и днём, как бы продолжает жить в своей фантазии.
Но если он поэт, писатель, художник или работает над ролью - это нормально, идёт творческий процесс.


Насчёт того, что многие представители творческой интеллигенции  первыми стали пропагандировать религию...
Я скажу так:  С одной стороны, есть такое понятие, как мода. А сейчас модно верить в бога! Возразите!
Во-вторых, интеллигент - это человек, воспитывавшийся на книгах. Первая сигнальная хорошо развита, но пассивно. Поэтому, интеллигенция так любит слово "интуиция".

Настоящий художник - близок к органичности и умеет сознательно работать с первой сигнальной системой. Понимаете, не она его ведёт... он её.  ( Это по "Системе" Станиславского)
Посмотрите на действительно талантливых, больших артистов. Это очень интересные люди, в которых не разглядишь за полкилометра - вон артист идёт.
Такой человек,  даже если говорит, что верит в бога... на самом деле, вряд ли верит... Так просто... рассудочная установка...
Или возможно   некое раздвоение...  Мозг артиста очень пластичен.
Сомневаюсь, что Никита Михалков, на съемках - верит в бога или в чёрта. Он там сам бог.  
А вот Никита Михалков - чиновник... этот может верить.  
А в чём разница?
На съёмках - мозг уравновешен. Талантище - то какой! Ведёт - то первая, то вторая - в зависимости от обстоятельств.  А чиновником можно быть только при доминировании лобных долей.  
И обратите внимание, как сразу меняются  творческие люди, становясь чиновниками...

Ну, а большая часть, действительно верующих  творческих людей, попросту, не обладает настоящим талантом.
Театральное творчество хитрое. Там несложно обмануть не только неискушённого зрителя, но и самого себя.
Представил текст роли,  по формуле "я в предлагаемых обстоятельствах", разбавил всё экспрессией, влил побольше эмоций...  вот и готова гениальная роль.
На самом деле, такие "творцы", опять же,  рассудочны, но с активно развитой лимбической системой.
Очень плохое сочетание.  Отсюда, такая тяжёлая, склочная атмосфера во многих театрах.

Я могу говорить на эту тему очень долго. Она очень большая.

Главное, что надо понять, -  необходимо включить все три сигнала - эмоцию, образ, слово. Запустить их. Научить ребёнка мыслить. А дальше уже его собственное мышление будет брать столько, сколько надо, в зависимости от того направления, в котором он развивается.
Взрослым достаточно немного подправлять. А для этого что надо? Знать,  как ребёнок думает, что он думает, что он чувствует. А для этого что надо?  Разговаривать с ребёнком. Всерьёз и на равных обсуждать всё на свете.
Собственно, вот и всё воспитание.
Дети берут от нас то, что надо им. А мышление должно быть обязательно свободным. Поэтому, с детьми надо быть честными.

Вот это - ответ на ваш вопрос.
Но добавлю ещё. В органичном обществе - сигнальные системы должны быть сбалансированы. Это хорошо и для общества, и для самого человека. Потому что это уравновешенность.  Это славный, умный человек,  идущий по жизни  без собственных психических проблем, без неврозов и преждевременных инфарктов. Без подлости по отношению к ближнему своему.
Но мы не живём в органичном обществе. Несколько лет назад я всерьёз думала  - имею ли я право "делать" мыслящих ребят  в немыслящем обществе? С другой стороны, пусть лучше мыслят, чем наркотики, проституция  или жизненные драмы.  Пусть они будут хотя бы  в семейной жизни счастливы.  И растят умных детей.

А вы,  какими хотели бы видеть своих детей? Подлыми, расчетливыми тварями, которые подадут в суд на отца, чтобы отнять квартиру? Или любящими и понимающими?  Об этом надо думать. Рано или поздно, дети и родители меняются местами.

.
Мозг - это просто, френология или методология?
Вы пытаетесь рассуждать о том, чего не понимаете.

Слова: Образ, образное мышление, воображение, фантазия, грёза, ассоциативное мышление и так далее...
- придумали  люди задолго до моего и вашего рождения.
Как вообще вы могли попасть в театральное учебное заведение, не понимая, что такое "образ"? Наверное, у вас интересная внешность. Мальчиков часто берут за хорошие внешние данные.
Вот в этом случае, да, можно покалечить человеку жизнь, что и произошло. Вы занимались делом, которое было вам не по силам.

А теперь внимательно послушайте и попытайтесь, всё же понять: если у вас часть мозга, связанная с образами не развита, вы ничего не добьётесь и в том деле, которым занимаетесь здесь, на форуме. Не знаю, профессия это ваша, ныне, или хобби.
Я не прошу вас соглашаться с первой сигнальной системой и её возможностями. Я прошу вас подумать: Будет ли органичным мозг, часть которого не развита? Добавлю: часть, от которой зависит творческое начало.

Знаете, чем дальше, тем мне страшнее. Здесь на форуме собрались, действительно, образованные, умные люди. Но если даже ваш уровень не способен на понимание... если молчат культура и искусство...
На что тогда надеяться?

35 страниц вашего форума...  масса  умных разговоров... ни о чём... Вы то сами какую идею проводите? Я этого не поняла.
Вот у нас вся интеллигенция так... говорит... говорит... говорит...  а в итоге пустота... Лобные, блин,  доли....
Павлова почитайте, если мне не верите... я статью поместила.

Что же касается Пьера Безухова...   Мышление первой сигнальной - непроизвольное! Лёгкое, без малейшего усилия. И увлекательное,  остановиться невозможно. И доставляет очень большое удовольствие.  Я уже получила массу наслаждения от данных форумов.
А вот мучительные рефлексии человека с книжным воспитанием...  
Угадайте с первого раза, в результате работы какого внимания они происходят?  
И чего вы хотите от разбалансированного мозга, который не умеет сам собой управлять?

А я учу управлять собственным мозгом. Учу, как работать с непроизвольным вниманием. Поверьте, это не сложно. И, уж, тем более, не опасно.

Впрочем, вера ваша мне не нужна. Я ценю только мышление.
Изменено: eMTiVi - 25.11.2009 07:44:04
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]adaonline пишет:
Возникает вопрос: можно ли без рефлексии, обязательно сознательно, заставить свой мозг приблизиться к этой самой точке реального времени, чтобы можно было понять, что ты есть в ДАННЫЙ момент времени и нет еще следующего ТЕКУЩЕГО за ним момента времени? Оказаться очень близко к реальной действительности.
Оказывается, такое состояние достижимо только с усилием воли. Для удержания такого состояния некоторое время требуется еще больше усилий воли. А самое главное, при удержании себя в таком состоянии наблюдения, по нарастающей увеличивается чувство тревоги, обреченности.
Что это? Почему так? Совершенно не понятно.[/QUOTE]

Всё понятно!

Но обитатели здешнего форума  вам этого объяснить не смогут.

Научный факт! В первой сигнальной системе работает непроизвольное внимание!
Восприятие окружающего - то есть образы (я не виновата, что  некоторые даже не пытаются понять, что это такое) -  осуществляется  непроизвольным вниманием.  Произвольное подключается только  в критические, очень важные, для  живого существа, моменты. Например, в минуты опасности.

То есть вы, направленно, вызываете в себе чувство тревоги, а потом удивляетесь. Но, кстати, интересное наблюдение.
Если  хотите понять, как мы воспринимаем мир через первую сигнальную систему,  вам надо, наоборот, расслабиться. Ни о чём не думать, ничего не вспоминать... никакого произвольного внимания... просто смотреть.

Расслабьтесь. На несколько секунд закройте глаза. Потом откройте и  посмотрите вокруг так, словно видите этот мир  в первый раз.  Вот этот яркий, радостный, новый мир - это и есть непосредственное восприятие первой сигнальной.  Такой реальность видят дети и животные.
Мозг - это просто, френология или методология?
Я уже аплодировала автору этого шедевра!
Но, возможно, не тем мыслям, которые  подкладываете под эту реплику,  вы.

Но, раз вы читали сей пост, знаете, насколько поднятая проблема  не воспринимается людьми.
Ну, что делать, если задницы вместо голов? Объясняй им  очевидное - в ответ, они только пукают!
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Петр Тайгер пишет:
"...Признать равноправие - психических процессов животных и человека", "предварительно достигнув понимания" - что значит достичь понимания? Есть процессы соответствующие 1-ой сигнальной системе и есть процессы, соответствующие 2-ой сигнальной системе. Между ними такая же пропасть, как скажем, между 2-ой сигнальной системой и придуманной братьями Стругацкими (знали братья толк в этих делах!) фантастической 3-ей сигнальной системой,[/QUOTE]

Во первых: Лимбическую систему вполне можно рассматривать, как 3 (вернее нулевую) сигнальную систему.
Сейчас её возможности, во многом утрачены.  Но экстрасенсорика это не фантастика и не шарлатантство.
И даже я,  не обладая такими  возможностями, но будучи внимательной к этим вещам и имея развитую эмоциональность, могу привести множество примеров   эмоционального восприятия на грани экстра.
Я бы сказала, что это волновое излучение, направленно, обладающее большой силой  и распространяющееся  с большой скоростью на значительные расстояния. Иначе объяснить никак нельзя.

Разумеется, это субъективное мнение. Но таких субъективных мнений накоплено уже довольно много.  Можно было бы попытаться изучить их и научно. Но это так, к слову.
В обычной же, повседневной жизни, роль лимбической системы, возможно, даже более важна, чем слов.
Понравится нам человек - будем с ним любезными, дадим нужную справку и скажем: приходите ещё.
Не понравится: Скажем - "Видите, я занят. Приходите завтра".

Во вторых: Вы все очень умные люди. Одно удовольствие читать споры. Но, поставьте вы наконец, под сомнение - неразумность первой сигнальной системы. Это часть мозга, где работают два вида внимания! Неужели этого факта (а это факт!) недостаточно, чтобы усомниться в приобретённых стереотипах?

Что вы сейчас делаете? Да, вы согласились с существованием сигнальных систем, да, вроде бы, не возражаете против  существования образов... Но всё -равно, всё опять сводится к гениальности лобных долей.

Вторая сигнальная система, сама по себе, - тупой магнитофон, записывающий абстрактные формы. Никакого разума в ней вообще нет.
Искала сейчас в учебнике цитату... не нашла, поэтому так перескажу. У больной было обширное поражение коры головного мозга, не затронувшее лобные доли. Её тело потеряло чувствительность. Оставался только один участок кожи, чувствительность которого сохранялось. Больная просыпалась только тогда, когда прикасались к этому участку. Всё остальное время она спала.
Но лобные то доли у неё не были повреждены!

Образно говоря, лобные доли являются аминистратором нашего мозга. А собственно информация  и программы, работающие с ней, находятся на "жёстком диске" - в первой сигнальной системе.
Не будет администратора, мы не сможем достать ту информацию, которая заложена в компьютере.
А что такое администратор без информации и программ?

Вы рассматриваете процессы сложного, высокоорганизыванного мозга,  в котором уже, практически, невозможно разобраться - где конкретное, а где абстрактное. И что находится в начале...
А этом вопросе надо разбираться с нуля. Иначе,  это тыканье в тупик  так и будет продолжаться.
Нет, конечно, если науке нравится быть в тупике...
Уже сейчас научной информации больше чем достаточно.  Нет идеи, которая  объединила бы эту информацию.
И идея эта должна быть приципиально новая!

Так вот вам сумасшедшая идея, что первая сигнальная система, в отличии от лобных долей,  мыслящий  мозг!
А человеческий разум - это сочетание трёх сигналов, обязательно совмещённых в ретикулярной формации!
Почему обязательно? Потому что сигналы должны  пройти через наше "Я", которое не есть кора головного мозга.    
"Эго" -  главный администратор  мозга - наша личность. К о всему, оно курирует ещё и сигналы со спинного мозга - самочувствие тела. И может направлять внимание - и  в сигнальные системы, и в продолговатый мозг, и в спинной... и может останавливать активность ретикулярной формации. Сон наступает в течение  полуминуты.

Нет, наука, упёрлась в слово, как бык в скалу, и тупо пытается его сдвинуть.

Почему лимбическая система настолько сильна, что от неё  зависит наша жизнь? Не захочет она жить, и мы покончим с собой, не взирая ни на какие лобные доли? Она ближе всего к нашему эго. Это, ведь, самая древняя часть коры. Следующая - первая сигнальная, пристраивалась уже к ней. А лобные доли родились, уже, на базе первой сигнальной. На базе! И без этой базы существовать не могут!
Страницы: Пред. 1 2 3
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее