В принципе точек расхождения у нас немного -
Цитата
Никаких письменных свидетельств первобытной идеологии у нас нет. Они воссоздаются по сохранившимся следам древних религиозных ритуалов.
Здесь могу уточнить, что используются для наблюдений и сохранившиеся в первобытном виде культуры, у нас с ними общая физиология тела и структура инстинктов, также есть наблюдения развития сообществ на разных стадиях. [/QUOTE]ОК. Спасибо за уточнение. Чувcтвую, что точек расхождения стало ещё меньше.
[QUOTE]Инстинкт самосохранения первый так как для живого системы любой степени сложности как вы и подтверждаете является фундаментальным, а в религиозности проявляется как связанность системы с окружением, тут возьму даже формулировку господина Арефьева...[/QUOTE]Хм, вот как-то не вижу связи. Ну, очевидно, я не понимаю того, что мне кажется таким эклектичным: Религиозность проявляется, как связанность системы с окружением. Впрочем, вы расшифровываете загадку: "Так вот религиозность здесь при том, что осознание внешнего мира как формирующего в значительной степени собственную жизнь, и в принципе легко могущего прервать ее приводит к сверхзначимости и как следствие к обожествлению (сакральности) всего окружающего пространства." Из пояснения понятно, что слово "система" здесь не при чём. И было-бы лучше заменить его на "человек".
1- Я уже говорил, что оспаривал причинную последовательность: инстинктивное поведение -> ритуалы -> религиозность.
С Василием мы договорились и в посте 4188, например, он писал: "инстинктивные страхи животных преобразовались у человека в страх Природы, страх Смерти и страх перед Стихией... А не было бы страха Природы, страха Смерти и страха перед Стихией, то и не было бы ни фантазийно-мистических верований, а впоследствии и религиозных взглядов." И ни слова про промежуточные ритуалы.
И в том же посте прямо: "«идеология (вера)» возникла не из ритуалов, а из фантазийно-мистических верований."
Вы также пишите про "осознание внешнего мира" и "как следствие к обожествлению (сакральности) всего окружающего пространства." Ну, так вы согласны, что идея определяет ритуал, а не ритуал идею?
2- А почему "осознание внешнего мира" приводит, "как следствие, к обожествлению (сакральности) всего окружающего пространства"? Страх смерти, это проблема и решать её можно разными способами. Рациональное мышление приводит к развитию медицины и Правил Техники Безопасности, а когнитивные искажения к религиозному обожествлению чуть ли не всего вокруг.
Может вы не со мной спорите, а с Василием? Он писал, что к религиозности приводит инстинкт самосохранения, а вы пишите наоборот - "осознание внешнего мира".