Leonard Cohen - Dance Me To The End Of Love
Леонард Коэн (1934-2016), поэт, писатель, композитор и певец - родился в Канаде в еврейской семье среднего достатка. Его отец, выходец из Польши, был владельцем известного магазина одежды, а дед со стороны матери - талмудист, автор трудов по древнееврейской грамматике.
Коэн считал, что у него есть русские корни, его мать была из Ковно. В действительности, это Каунас.
[IMG]https://cps-static.rovicorp.com/3/JPG_400/MI0003/364/MI0003364121.jpg[/IMG]
С 16 лет, в 50-х, понемногу занимался поэзией и первую книгу стихов выпустил в 1956 г. А к середине 60-х уже написал два романа, в том числе Beautiful Losers – "Блестящие неудачники", который был номинирован на некоторые литературные премии. Тогда, с 1961, он жил преимущественно на острове Идра ("Гидра") в Греции среди таких же, как он, прекрасных неудачников, дауншифтеров и отшельников постепенно проедая наследство отца, который умер, когда Леонарду было 9 лет.
В 1967 г. переехал в США и приблизился к Энди Уорхолу став участником его знаменитой нью-йоркской "Фабрики".
"Фабрика" или "Серебряная Фабрика" — арт-студия Энди Уорхола в Нью-Йорке, активно действовавшая с 1962 года. «Фабрика» прославилась не только (и не столько) как «студия, в которой работал Уорхол», сколько как излюбленное прибежище нью-йоркской богемы: музыкантов, писателей, художников, андеграундных фотографов, режиссёров и т. д. Внутри помещения всё было выкрашено серебряной краской: внутренность лифта, унитаз, музыкальная и противопожарная аппаратура, и даже бутылки «Кока-колы». Как говорил Уорхол, «серебряный цвет был, прежде всего, проявлением нарциссизма» — зеркало в обрамлении серебра. И, даже кот был выкрашен в серебряный цвет. Сформировалась особая «тусовка» обитателей «Фабрики», многие из которых были амфетаминовыми наркоманами, гомосексуалами или драг-квин, снимались в «подпольных» порнофильмах — студия приобрела особую известность благодаря бытовавшим там вольным нравам, своеобразной нотке «скандальности».
Среди постоянных гостей "Фабрики" бывали музыканты Боб Дилан, Джим Моррисон (The Doors) и Мик Джаггер (The Rolling Stones), известный писатель (и открытый гей) Трумен Капоте; такие персонажи, как, например, Сальвадор Дали и Аллен Гинзберг, также бывали в студии.
В 1967 году Коэн и выпустил свою первую пластинку Songs of Leonard Cohen "Песни Леонарда Коэна". Сам Уорхол позднее утверждал, что одна из его протеже, певица Нико, сильно повлияла на музыкальный стиль Коэна...
В 1977 году Коэн выпустил альбом Death of a Ladies' Man («Смерть дамского угодника»), а год спустя сборник поэзии с очень похожим названием Death of a Lady’s Man. Альбом был записан при участии продюсера Фила Спектора, изобретателя т.н. «звуковой стены». Этот подход очень сильно отличался от техники Коэна, предпочитавшего минимальное инструментальное сопровождение, поэтому запись альбома проходила нелегко. Говорят, что Спектор переписывал альбом на секретных студийных сессиях, а сам Коэн утверждает, что однажды Спектор угрожал ему арбалетом.
Впрочем, есть и другая версия истории про угрозу: "В 1977 году, во время записи пластинки «Death Of A Ladies' Man» Фил Спектор подошел к Коэну с бутылкой кошерного красного вина в одной руке и пистолетом 45 калибра в другой. Направив ствол в шею Леонарду, Фил сказал: «Люблю тебя, парень!»"
В 1984 г. вышел альбом Various Positions («Разные позиции»). Альбом включает самые знаменитые песни Коэна Hallelujah («Аллилуйя») и Dance Me To The End Of Love ("Танцуй со мной до конца любви").
Коэн часто говорил о том, что написание песен для него — тяжёлый процесс. Одна лишь песня The Future, по его словам, переписывалась десятки раз. В одном из интервью Коэн рассказал следующую историю: "Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню "Hallelujah" на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне "I And I" и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: «Практически 15 минут». Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на "Hallelujah" ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять." Впрочем, пять лет - это не рекорд. "In My Secret Life" Коэн писал 13 лет.
Коэн так рассказывал про "Dance Me To The End Of Love":
"Это странно - как зарождается песня, потому что изначально песня, каждая песня, прорастает из некоторого зерна или семени, которое тебе вручает кто-то, или мир тебе его вручает, поэтому процесс написания песни - это таинство. Эта песня пришла из того, что я где-то прочитал, или услышал, или просто знал, что в лагерях смерти, определенных лагерях смерти, перед крематорием заставляли играть струнный квартет, пока весь этот ужас происходил. И такая же судьба ожидала этих музыкантов. И они играли классическую музыку, пока их собратьев убивали и сжигали. Поэтому в словах "Скрипкою пылающей веди меня в танце к своей красоте" подразумевается красота консуммации (завершения брачного договора) с жизнью, окончание этого существования, и есть некий чувственный элемент в этой консуммации. Но это тот же язык, который мы используем, отдаваясь возлюбленным. Таким образом, эта песня - совсем не важно, чтобы ее происхождение было известно кому-нибудь, - потому что, если этот язык пришел из словаря влюбленных, он будет пробуждать чувственность".
...В концлагерях струнные квартеты заставляли играть, пока людей убивали. Именно от этого Коэн отталкивался, но в процессе работы над песней все немножко изменилось, и он понял, что вышла любовная или свадебная песня. Или даже молитва. "Если песня приходит из глубины, - сказал он, - то она получается о многом". В 1995 году Коэн написал об этой песне: "Я бы поставил ее во главу списка собственных любимых песен. У этой песни - десятки и десятки куплетов, которые я писал на протяжении многих лет. И на самом деле эта песня была написана про лагерь Терезиенштадт во времена Холокоста.
Leonard Cohen - Dance Me To The End Of Love
Перевод - Инна Найдис.
В танце проведи меня под скрипку сквозь огонь,
В танце к сокровенному от ужаса укрой.
Белою голубкой меня к дому отнеси
В танце – до конца любви,
В танце – до конца любви.
О, дай налюбоваться мне тобой наедине.
Реки Вавилона нас качают на струне.
Медленно до края, до предела доведи
В танце – до конца любви,
В танце – до конца любви.
К свадебному танцу ты кружи меня, кружи.
В танце своей нежностью меня обворожи.
Мы вместе вниз летим,
И вверх взмываем вместе мы
В танце – до конца любви,
В танце – до конца любви.
В танце к нашим детям, что еще не рождены,
В танце сквозь покровы, что губами сожжены,
Возведи шатер, когда прервалась нить судьбы
В танце – до конца любви.
В танце проведи меня под скрипку сквозь огонь,
В танце к сокровенному от ужаса укрой.
Прикоснись рукою иль перчаткой обожги
В танце – до конца любви,
В танце – до конца любви,
В танце – до конца любви.
Пять лет, с 1994 по 1999 год, Коэн провёл в дзэн-буддийском центре Mount Baldy возле Лос-Анджелеса. Там он принял имя Jikhan, означающее «молчание», и стал дзэнским монахом. Но в 2000-х ему пришлось возобновить концерты. Дело в том, что менеджер Коэна (и подруга Фила Спектора) Келли Линч обманным путем перевела на свой счет больше $5 миллионов своего бывшего клиента. 71-летний поэт и писатель узнал о пропаже, самолично проверив счета после звонка дочери Лорки, до которой дошли слухи о похождениях Линч. Кстати, Коэн назвал свою дочь Лоркой в честь испанского поэта и драматурга Гарсиа Лорки.
7 октября 2010 года состоялся единственный концерт Леонарда Коэна в России, с огромным успехом прошедший в Кремле. Перед началом концерта у Кутафьей башни была давка, а в Александровском саду очередь на вход растянулась на две сотни метров. "Леонард Коэн, выступавший в Государственном Кремлевском дворце в четверг вечером, продемонстрировал московской публике, что 76-летний человек в надвинутой на глаза шляпе способен удерживать зал в трансе в течение трех часов с антрактом" – передает корреспондент РИА Новости.
Вскоре Коэн был внесён в американский Зал славы рок-н-ролла в знак вхождения его «в высший эшелон наиболее влиятельных музыкантов эпохи».
В заключение женское исполнение песни джазовой певицей Мадлен Пейро