Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
18.05.2016 00:27:50
[QUOTE]Техник пишет:
Вот я и говорю, что запоминание случайного выбора, как формальный принцип, и есть то, чего психологи и вообще гуманитарии называют творчеством.[/QUOTE]Вот у меня какие-то сомнения остаются. Получается, если я бросаю монетку и запоминаю, что выпало, значит это творчество? [QUOTE]С точки зрения теории информации запоминание случайного выбора и есть создание новой информации. Просто по определению самой информации, как уменьшение неопределённости.[/QUOTE]Где-это написано в теории информации? [QUOTE]Непонятно откуда цель появляется, я уже говорил.[/QUOTE]Чело-мозг тоже не очень понятно откуда появился, но большинство нейрофизиологов склоняются к тому, что моск у человека, всё-таки есть. А большинство людей склоняются к тому, что у человека есть или бывают цели. [QUOTE]Однако целенаправленное поведение всё-таки следствие работы внутренних механизмов мозга. А мозг сам по себе - объект, вообще говоря, бессознательный, а потому никаких целей ставить не может в принципе[/QUOTE]Да и ваще ничего не соображает. [QUOTE]Не понял. Мы говорим о цифровом моделировании или о построении физической модели? Эффективную физическую модель мозга построить пока технически невозможно, это да, но эффективную цифровую - возможно вполне, хотя бы в принципе. [/QUOTE]Что такое человечий моск? Это орган осуществляющий разумное поведение человеческого тела. Точнее, управляющий человечьим телом так, что его (тела) поведение является разумным и рациональным. Вот смотрите: есть некая абстракция, алгоритм разумного поведения, т.е. принцип разумного поведения вообще. (Также, как например, есть теорема Пифагора. Она говорит о свойстве не конкретного деревянного или бог знает какого пр. треугольника, а пр. треугольника вообще, т.е. любого пр. треугольника.) А чело-моск, он конкретен, он вырос вместе с человеком и управляет именно человеком. Он весь заточен на человека. Он осуществляет алгоритм разумного поведения, но именно человека. Что будет, если моск поместить в ящик с электрическим питанием? Он не будет видеть - не приспособлен к камерам. Он не будет слышать - не переваривает микрофонов. Деятельность моска на 99%, это обслуживание тела. Ну, вы сделаете имитацию - "электронный моск" - ящик, который слышит микрофонами, смотрит камерами... Что он будет (сможет) делать? Стишки сможет кропать? Или имитировать? Уверяю вас, что настоящие любовные стихи сможет написать только тот, кто чувствовал эрекцию и как бьётся собственное сердце. Ящик без тела будет имитировать. Наверное, как и вы, я верю, что можно построить разумный ящик. Он будет осуществлять, моделировать разумное поведение и, возможно, имитировать чело-моск. Вы не знаете, существуют ли сейчас электронные имитации моска хотя-бы насекомых? [QUOTE]А по мне - надо понять, как работает мозг, а там уже как повезёт[/QUOTE]1- К физиологам. 2- Чтобы понять работу мозга, надо, прежде всего, понять какую функцию он выполняет. Есть старая философская байка. Попал к сатурнианцам случайно земной автомобиль, послал им где-то Бог такой подарок. Вот разобрали они его по винтикам, сделали анализы всех материалов. Но никак не поймут, что это такое. Они не знают главное - для чего он нужен. |
|
|
14.05.2016 15:43:34
Да. Так вот,
[QUOTE]Техник пишет: Я за по возможности точное моделирование внутренних механизмов его работы, механизмов самоорганизации нейросети - в конкретных условиях внешней среды. Ранее: сымитировать можно всё что угодно. Но зачем? Человеку - человеческое, машине - машинное. И вообще имитация - это тупиковый путь, нужна не имитация, а истинный интеллект, даже и машинный. [/QUOTE] Видимо, мы несколько по-разному понимаем имитацию и моделирование. Я думаю, они несколько ближе друг к другу, чем вы считаете. Смоделировать на компьютере человеческий мозг вообще невозможно. Другие материалы, другой принцип действия элементов. Совершенно другой объект управления. Мозг управляет телом, которое есть, писает, дышит, трахается, рожает и т.д. Машина будет только имитировать. Вопрос о глубине имитации. По мне, так надо сформулировать основной принцип интеллекта и построить его уже на любой доступной элементной базе Пётр и Техник. Я немножко в курсе, что распознавание образов худо-бедно существует. Меня волнует, что любая мало-мальская букашка с ма-аленьким таким глупеньким мозгом распознаёт. Хотелось-бы не машину распознавания, которую запрограммировал человек, а машину, которая сама научилась распознавать |
|
|
14.05.2016 09:27:32
[QUOTE]eLectric пишет: Первое. Творчество, это чё такое?
Техник пишет: Во-первых, способность к творчеству считается основным (одним из) признаком интеллекта.[/QUOTE]Кто говорит? Психологи? А некоторые говорят, что духовное самоотречение есть обязательная ступень интеллекта. Лучше спросите физиологов. Там, если и будет ответ, то более внятный. И я не зря говорю: "А чё такое?" Один гворит: "Я творю!", а другой отвечает: "Опять списываешь!" Одни говорят, что Шекспир гений, а Толстой говорит, что полный придурок. Если мы говорим об объективном качестве, а не о самомнении человека о собственной значимости, то необходимо объективное определение творчества, как регистрируемом свойстве поведения. [QUOTE]Во-вторых, я не зря назвал вопрос контрольным, запоминание случайного выбора - это и есть, в нашем контексте, процесс творчества в чистом виде. В этом смысле обучение - творческий процесс.[/QUOTE]Ну, тогда поясните про контекст. При всех недостатках психологического описания творчества, там, всё таки, есть существенный момент - создание нового. А поставить знак равенства между запоминанием и созданием нового, ну никак не можно. Другое дело, что запоминание и обучение, это типа необходимые элементы для творчества. А чем вам не нравится то, что я говорил: целенаправленный поиск? [QUOTE]В-третьих, остаётся неясным вопрос цели. С моей точки зрения, и с точки зрения мозга как динамической системы, цель собственно одна - сохранить устойчивость в неблагоприятной внешней среде. [/QUOTE]У разных систем по-разному. Для человека и животных, как минимум две: самосохранение и размножение. А человек к тому-же способен планировать свою деятельность, формулировать подцели. Скажем, надо есть и человек вполне целенаправленно идёт в магазин. [QUOTE] Лично я не сторонник вашего подхода - имитации внешних проявлений функций мозга.[/QUOTE]Где это у меня такой подход? Я говорю как раз о сущностных свойствах мозга - целеустремлённость и обучаемость. И утверждаю, что это определяющие свойства любых интеллектуальных систем. |
|
|
12.05.2016 22:39:41
[QUOTE]Техник пишет:
Контрольный вопрос в голову: а творчество куда отнесём?[/QUOTE]Какие странные слова вы пишите. Тут можно много говорить. Первое. Творчество, это чё такое? Второе. Вы бы ещё спросили, а куда отнести духовное самоотречение - необходимую ступень в установлении сокровенного Общения с Высшим Миром и Духовным Учителем. Третье. Давайте ближе к бихевиористским терминам. Мы говорим о поведении, а не психологических переживаниях. Я говорю про целенаправленное поведение, потому что знаю, что это такое практически и это действие можно описать и его можно смоделировать на компьютере. Вы знаете, что такое метод Монте-Карло и как его моделировать на компьютере. Сочетание этих двух принципов я бы назвал целенаправленным поиском. Если это подходит для определения творчества, то вот сюда и отнесём. [QUOTE]eLectric пишет: Целенаправленное поведение приводит организм к цели... Техник пишет: Отнюдь нет. Это принципиальный момент. Этот метод - запоминание случайного выбора - как раз не позволяет получить точное (оптимальное) решение, разве что случайно угадать...[/QUOTE]Правильно, но немного не так. Про "этот метод", вы говорите про метод Монте-Карло,а я, в этом случае, говорил про целенаправленное поведение. Причем, в идеальном случае. Необходимо чётко различать две различные функции - целенаправленное поведение и обучение такому поведению. В идеологии системного анализа есть управляемый организм, который действует и обладает функцией поведения, и есть управляющая система, которая управляет организмом и обладает функцией обучения. Когда я говорил о хаотическом, как противоположном целенаправленному, то вовсе не имел ввиду жёсткую альтернативу. Между хаотическим и оптимально направленным размещается широкий спектр: хаотическое - некая склонность - общая направленность - явное предпочтение, явная направленность - единственно оптимальная последовательность. Учтём также, что цель не одна, а несколько. Что у них разные приоритеты. Что эти приоритеты переменны, скажем, когда голоден, это одно, а когда сыт, это уже другое. Может быть, что достигнуть определённую цель и вовсе невозможно. Ещё менее возможно достигнуть все желаемые цели. Но ясно, что в любом случае существует вполне определённый оптимальный вариант поведения. Понятно, что моск может его и не знать. Задача обучения, улучшить поведение от хаотического в сторону оптимально-направленного. [QUOTE]Я бы сказал - к упорядоченному, потому как изначально никаких целей быть не может.[/QUOTE]Ну, вопрос обсуждаемый. Почему не может быть изначальных целей? Скажем, есть врождённые желания. [QUOTE]Откуда цель берётся?[/QUOTE]Если при программировании поведения машины задавать хоть какой-то выбор из будущих состояний, то вот они - врождённые цели. [QUOTE]картинки распознавать - это просто[/QUOTE]Да, и как? Например изображения букв А, Д и Я. Чему равен коэффициент подобия для каждой пары из них? Вопрос не праздный. Скажем, робот видит проход, который уже проходил. Но теперь видит с другого угла, с другого ракурса. Как ему узнать, что это тот-же проход? |
|
|
12.05.2016 01:21:32
[QUOTE]Петр Тайгер пишет:
Одна из них уже в Интернете. Правда, - за деньги, поэтому несомненно лучше, конечно, ознакомиться с предлагаемым материалом здесь.[/QUOTE]Здесь тоже за деньги. Спасибо, Пётр, за ссылку. Если конкретнее, то, например, речь идет о распознавании образов. Как организму или роботу узнать место, где он уже был? Поскольку тут встаёт вопрос о конкретике. Гм... Я о том, что интеллект раскладывается на два основных принципа: целенаправленное поведение и обучение. Целенаправленное поведение приводит организм к цели, причём наиболее оптимальным способом. При минимуме затрат, времени и избегая неприятных ситуаций. Противоположностью целенаправленного поведения является поведение хаотическое, случайное. А обучение, это та функция (моска, например), которая переводит хаотическое поведение организма к целенаправленному. Мозг, это просто. Он способен обучаться и обеспечивает целенаправленное поведение. Анализ интеллекта, т.е. разложение на эти две функции, по моему, наиболее исчерпывающе объясняет интеллект. А также, они легко моделируются. Единственно, мне непонятно, как, также просто, распознавать картинки. Как узнавать места, которые уже видел, когда-то или только-что? Если формулировать по строже, то задача такая: Даны две картинки, пусть ч/б, одинакового размера и пикселей. Как определить, насколько (количественно) одна картинка подобна другой? |
|
|
10.05.2016 23:34:37
[QUOTE]Техник пишет:
Насколько я понял, у вас сомнения насчёт корректности применения к живому мозгу термина "вычисление". Не? [/QUOTE]Ну, в общем так. Т.е. случайный выбор, это не вычисление. Если случайность присутствует в алгоритме, то это алгоритм с неопределённым результатом или неоднозначный алгоритм. Уж не знаю, как лучше назвать. Кстати, и компьютерный алгоритм, в котором присутствует random, тоже не чистое вычисление. Вообще-то, наши разногласия более казуистические, чем практические. Но ведь, практического разговора здесь вообще нет. По поводу самого принципа. Ещё в прошлом веке у меня была идея целенаправленного алгоритма. Устройство, управляемое таким алгоритмом, действует целенаправленно имея ввиду несколько целей с различными приоритетами. Истоки принципа заложены в схеме "Усилителя умственных способностей" Эшби. 1- Устройству предлагаются на выбор все возможные действия. 2- Выбор действия (фильтр по Эшби) - по мне, система приоритетно расставленных целей (или принципов отбора). В этой моей идеологии выбор и цель, это взаимоопределяемые понятия (Конкретный выбор определяется целью. Цель это конечное состояние последовательно выполняемого выбора). 3- Успехи Гугл, метод Монте-Карло и ваши мысли (за что отдельное спасибо) подтолкнули мои мои мозги к тому, что устройство с приоритетной системой целей должно самообучаться по Монте-Карло. В итоге, принцип действия выглядит так: 1- Система имеет цель - некоторое желаемое состояние. Система находится в исходном или каком-то промежуточном состоянии. Имеет на выбор несколько действий. 2- Система вычисляет результат всех возможных действий. Если один из результатов совпадает с целью, выполняется. Если нет, то для всех полученных результатов - новых состояний, вычисляются результаты новых возможных действий и т.д. пока не вычислится весь путь до цели. Такая работа ограничена экспоненциально возрастающим числом возможных и расчитываемых путей. ...А- ограничено время вычислений ...Б- ограничена память ...С- Цель может быть реально недостижимой. 3- Если закончить вычисления невозможно, то выбирается цель меньшего приоритета. 4- Если и меньшую цель вычислить невозможно, то делается случайный выбор. Обучение. Предполагаем, что в результате случайного выбора система наконец приходит в состояние, из которого можно вычислить путь к цели. Тогда предыдущее состояние запоминается, как цель меньшего приоритета. В результате такой процедуры выполняемой достаточно долго, система научится ориентироваться "на местности". Все места-состояния окажутся сориентированными в системе предпочтений. Из такой схемы сразу вытекает два функционально различных вида памяти: кратковременная и долговременная. В долговременной памяти сохраняется "модель мира", а в кратковременной несколько прошлых состояний и выполненные действия. Я думаю, это несложная схема, которую можно реализовать на самодвижущейся повозке с Ардуино, камерой и Wi-Fi модулем. Ардуино будет управлять движением, а основные мозги придётся перенести в компьютер. Для меня неясным моментом остаётся распознавание состояний. |
|
|
07.05.2016 01:31:22
[QUOTE]Техник пишет:
Ну, спасибо. И где вы искажения увидели?[/QUOTE]Я, в силу своих скромных способностей, только пытаюсь их предотвратить. Вот, представьте такой пример: Все когда-то знали, что такое "вычисление". Это, когда кучкой арифметических операций собранных в алгоритм преобразуют численные данные в результат. И там есть вещи, которые более или менее явно подразумеваются: алгоритм вычисления можно применить к разным данным, а одни и те-же данные можно обрабатывать разными алгоритмами. И если к одним и тем-же данным применить различные по своему алгоритму вычисления и при этом будут получаться одинаковые результаты, то эти алгоритмы суть одно и то-же. Среди других свойств подразумевалась и однозначность - если алгоритм вычисления применить к одним и тем-же данным, т.е. те-же данные пересчитать тем-же способом ещё раз, то результат будет тем-же. Из этого делались выводы: несмотря на то, что всевозможные вычислительные машинки, арифмометры, калькуляторы добились значительных успехов в своей работе, их нельзя отнести к настоящему интеллекту поскольку этот настоящий не только вычисляет, но и делает какие-то другие операции, и к тому-же человеческие размышления не являются однозначными. Можно придти к одному выводу, а можно и к другому. Потом термин "вычислять" несколько расширился. Дедуктивные умозаключения (каково словцо? явно наталкивает, что только ум на это способен) стали заменять на "логические вычисления". Что, в общем, понятно. Появились компьютеры, которые выполняют "логические" операции, значит появились и "логические" вычисления. В 70-х годах появились и "решатели" доказывающие математические теоремы. Правда, без смысла и толка, но главное, что выполняли дедуктивные заключения. Потом появились люди заметившие, что компьютеры могут выполнять операцию randomize. Компьютеры, бесспорно, вычисляют и, значит, этот randomize также относится к вычислениям. Ну, может, не так явно, но суть в том, что элемент случайности можно ввести в алгоритм вычислений на компьютере и это, всё равно, будет называться вычислением. Из этого вывод, что компьютерные вычисления, и не только компьютерные, могут быть и неоднозначными. Что получилось в результате расширения понятия "вычисление"? Исчезли свойства "оперировать только с числами" и однозначность. Теперь работу мозга можно смело называть "вычислением". Ничего принципиально нового о работе мозга мы не узнали, но утверждаем теперь, что мозг вычисляет. Это не новое знание, это результат подмены понятий. [QUOTE]Не, ну почему на веру, можно и развернуть. По первому пункту. [/QUOTE]Вот, по первому пункту вы тогда написали: "Собственно, что я хочу сказать: 1. Работа мозга есть вычисление. Вы можете с этим соглашаться или нет, но просто примите это как данность. " Это сейчас вы разворачиваете, а тогда писали: "просто примите это как данность". [QUOTE]То, что мозг есть аналоговая система, машина, оперирующая физическими величинами, у вас сомнений не вызывает?[/QUOTE]Вызывает. В первую очередь толкование, что такое аналоговая система. Кажется вы имеете ввиду машину (каковая, в нашем контексте, всегда противопоставлялась живому мозгу), вычислительную? [QUOTE] А то, что аналоговые вычисления и есть то, что выполняется на аналоговых машинах (по определению), вас почему-то не устраивает. Как-то нелогично, да? [/QUOTE]А что меня не устраивает? И где? [QUOTE]Надо ли это понимать как вынужденное согласие? Т.е. ваше "ничего так" следует воспринимать как "ого-го!" ?[/QUOTE]Ну, а как-же ещё, если я просто обязан принять, как данность? Кстати, п.2 [QUOTE]Ключевой операцией такого вычисления является случайный выбор[/QUOTE]Во, как, "приживалка", сомнительно втёршаяся в вычисления, становится уже ключевой операцией. [QUOTE]Вот, кстати, про анализ и синтез, кто на ком стоит, это тоже спорный вопрос, напрямую связанный с нейрофизиологией и принципами вычисления. Утверждение об анализе как начальном этапе основывается на представлении работы мозга в логике "стимул-реакция" Павлова.[/QUOTE]Да, какой там Павлов!? Это диалектика Гегеля. |
|
|
02.05.2016 11:05:18
[QUOTE]Макрофаг пишет:
Т.е . замедление на выходе ничтожной доли секунды (100 мс от момента стимула) это и есть предлагаемый вами анализ, который нами не осознаётся и не измышляется. [/QUOTE]Мне кажется, дед Андрей имел ввиду не физиологию работы мозга, а логико-философские принципы мышления выделяющие интеллектуальную систему, человека и/или его мозг из окружающего мира. Анализ и синтез, один из основных принципов познания. Философия: Энциклопедический словарь: " Процедуры А. и С. являются необходимым элементом всякого научного познания. А. обычно образует его начальный этап, на котором происходит переход от общего, нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава и отдельных свойств. Затем, после исследования выделенных свойств вновь происходит восстановление целостности объекта — С, но он уже обогащен полученным знанием о внутренней структуре исследуемого объекта и о закономерных связях его сторон и свойств. |
|
|