№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 ... 329 След.
Мозг - это просто, френология или методология?
[URL=https://www.youtube.com/watch?v=ZR7Bdlethys&index=39&list=PLSyUEbqK6uQRMUcPZgDo8XRx22JHu0p93]Ещё об отношении общего интеллекта и человечьего[/URL]
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Техник пишет:
Вот я и говорю, что запоминание случайного выбора, как формальный принцип, и есть то, чего психологи и вообще гуманитарии называют творчеством.[/QUOTE]Вот у меня какие-то сомнения остаются. Получается, если я бросаю монетку и запоминаю, что выпало, значит это творчество?
[QUOTE]С точки зрения теории информации запоминание случайного выбора и есть создание новой информации. Просто по определению самой информации, как уменьшение неопределённости.[/QUOTE]Где-это написано в теории информации?
[QUOTE]Непонятно откуда цель появляется, я уже говорил.[/QUOTE]Чело-мозг тоже не очень понятно откуда появился, но большинство нейрофизиологов склоняются к тому, что моск у человека, всё-таки есть. А большинство людей склоняются к тому, что у человека есть или бывают цели.
[QUOTE]Однако целенаправленное поведение всё-таки следствие работы внутренних механизмов мозга. А мозг сам по себе - объект, вообще говоря, бессознательный, а потому никаких целей ставить не может в принципе[/QUOTE]Да и ваще ничего не соображает.
[QUOTE]Не понял. Мы говорим о цифровом моделировании или о построении физической модели?
Эффективную физическую модель мозга построить пока технически невозможно, это да, но эффективную цифровую - возможно вполне, хотя бы в принципе. [/QUOTE]Что такое человечий моск?
Это орган осуществляющий разумное поведение человеческого тела. Точнее, управляющий человечьим телом так, что его (тела) поведение является разумным и рациональным.
Вот смотрите: есть некая абстракция, алгоритм разумного поведения, т.е. принцип разумного поведения вообще. (Также, как например, есть теорема Пифагора. Она говорит о свойстве не конкретного деревянного или бог знает какого пр. треугольника, а пр. треугольника вообще, т.е. любого пр. треугольника.) А чело-моск, он конкретен, он вырос вместе с человеком и управляет именно человеком. Он весь заточен на человека. Он осуществляет алгоритм разумного поведения, но именно человека. Что будет, если моск поместить в ящик с электрическим питанием?
Он не будет видеть - не приспособлен к камерам.
Он не будет слышать - не переваривает микрофонов.
Деятельность моска на 99%, это обслуживание тела.
Ну, вы сделаете имитацию - "электронный моск" - ящик, который слышит микрофонами, смотрит камерами... Что он будет (сможет) делать? Стишки сможет кропать? Или имитировать?
Уверяю вас, что настоящие любовные стихи сможет написать только тот, кто чувствовал эрекцию и как бьётся собственное сердце. Ящик без тела будет имитировать.
Наверное, как и вы, я верю, что можно построить разумный ящик. Он будет осуществлять, моделировать разумное поведение и, возможно, имитировать чело-моск.
Вы не знаете, существуют ли сейчас электронные имитации моска хотя-бы насекомых?
[QUOTE]А по мне - надо понять, как работает мозг, а там уже как повезёт[/QUOTE]1- К физиологам. 2- Чтобы понять работу мозга, надо, прежде всего, понять какую функцию он выполняет.
Есть старая философская байка. Попал к сатурнианцам случайно земной автомобиль, послал им где-то Бог такой подарок. Вот разобрали они его по винтикам, сделали анализы всех материалов. Но никак не поймут, что это такое. Они не знают главное - для чего он нужен.
Мозг - это просто, френология или методология?
Да. Так вот,
[QUOTE]Техник пишет:
Я за по возможности точное моделирование внутренних механизмов его работы, механизмов самоорганизации нейросети - в конкретных условиях внешней среды.

Ранее: сымитировать можно всё что угодно. Но зачем? Человеку - человеческое, машине - машинное. И вообще имитация - это тупиковый путь, нужна не имитация, а истинный интеллект, даже и машинный. [/QUOTE] Видимо, мы несколько по-разному понимаем имитацию и моделирование. Я думаю, они несколько ближе друг к другу, чем вы считаете.

Смоделировать на компьютере человеческий мозг вообще невозможно. Другие материалы, другой принцип действия элементов. Совершенно другой объект управления. Мозг управляет телом, которое есть, писает, дышит, трахается, рожает и т.д. Машина будет только имитировать. Вопрос о глубине имитации.

По мне, так надо сформулировать основной принцип интеллекта и построить его уже на любой доступной элементной базе

Пётр и Техник.
Я немножко в курсе, что распознавание образов худо-бедно существует. Меня волнует, что любая мало-мальская букашка с ма-аленьким таким глупеньким мозгом распознаёт.
Хотелось-бы не машину распознавания, которую запрограммировал человек, а машину, которая сама научилась распознавать
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет: Первое. Творчество, это чё такое?

Техник пишет:  Во-первых, способность к творчеству считается основным (одним из) признаком интеллекта.[/QUOTE]Кто говорит? Психологи? А некоторые говорят, что духовное самоотречение есть обязательная ступень интеллекта. Лучше спросите физиологов. Там, если и будет ответ, то более внятный. И я не зря говорю: "А чё такое?"
Один гворит: "Я творю!", а другой отвечает: "Опять списываешь!"
Одни говорят, что Шекспир гений, а Толстой говорит, что полный придурок.
Если мы говорим об объективном качестве, а не о самомнении человека о собственной значимости, то необходимо объективное определение творчества, как регистрируемом свойстве поведения.
[QUOTE]Во-вторых, я не зря назвал вопрос контрольным, запоминание случайного выбора - это и есть, в нашем контексте, процесс творчества в чистом виде. В этом смысле обучение - творческий процесс.[/QUOTE]Ну, тогда поясните про контекст. При всех недостатках психологического описания творчества, там, всё таки, есть существенный момент - создание нового. А поставить знак равенства между запоминанием и созданием нового, ну никак не можно. Другое дело, что запоминание и обучение, это типа необходимые элементы для творчества.
А чем вам не нравится то, что я говорил: целенаправленный поиск?
[QUOTE]В-третьих, остаётся неясным вопрос цели. С моей точки зрения, и с точки зрения мозга как динамической системы, цель собственно одна - сохранить устойчивость в неблагоприятной внешней среде. [/QUOTE]У разных систем по-разному. Для человека и животных, как минимум две: самосохранение и размножение. А человек к тому-же способен планировать свою деятельность, формулировать подцели. Скажем, надо есть и человек вполне целенаправленно идёт в магазин.
[QUOTE] Лично я не сторонник вашего подхода - имитации внешних проявлений функций мозга.[/QUOTE]Где это у меня такой подход?
Я говорю как раз о сущностных свойствах мозга - целеустремлённость и обучаемость. И утверждаю, что это определяющие свойства любых интеллектуальных систем.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Техник пишет:
Контрольный вопрос в голову: а творчество куда отнесём?[/QUOTE]Какие странные слова вы пишите. Тут можно много говорить.
Первое. Творчество, это чё такое?
Второе. Вы бы ещё спросили, а куда отнести духовное самоотречение - необходимую ступень в установлении сокровенного Общения с Высшим Миром и Духовным Учителем.
Третье. Давайте ближе к бихевиористским терминам. Мы говорим о поведении, а не психологических переживаниях. Я говорю про целенаправленное поведение, потому что знаю, что это такое практически и это действие можно описать и его можно смоделировать на компьютере. Вы знаете, что такое метод Монте-Карло и как его моделировать на компьютере.
Сочетание этих двух принципов я бы назвал целенаправленным поиском. Если это подходит для определения творчества, то вот сюда и отнесём.
[QUOTE]eLectric пишет: Целенаправленное поведение приводит организм к цели...

Техник пишет:
Отнюдь нет. Это принципиальный момент. Этот метод - запоминание случайного выбора - как раз не позволяет получить точное (оптимальное) решение, разве что случайно угадать...[/QUOTE]Правильно, но немного не так. Про "этот метод", вы говорите про метод Монте-Карло,а я, в этом случае, говорил про целенаправленное поведение. Причем, в идеальном случае.

Необходимо чётко различать две различные функции - целенаправленное поведение и обучение такому поведению.
В идеологии системного анализа есть управляемый организм, который действует и обладает функцией поведения, и есть управляющая система, которая управляет организмом и обладает функцией обучения.

Когда я говорил о хаотическом, как противоположном целенаправленному, то вовсе не имел ввиду жёсткую альтернативу. Между хаотическим и оптимально направленным размещается широкий спектр: хаотическое - некая склонность - общая направленность - явное предпочтение, явная направленность - единственно оптимальная последовательность. Учтём также, что цель не одна, а несколько. Что у них разные приоритеты. Что эти приоритеты переменны, скажем, когда голоден, это одно, а когда сыт, это уже другое.

Может быть, что достигнуть определённую цель и вовсе невозможно. Ещё менее возможно достигнуть все желаемые цели. Но ясно, что в любом случае существует вполне определённый оптимальный вариант поведения. Понятно, что моск может его и не знать. Задача обучения, улучшить поведение от хаотического в сторону оптимально-направленного.
[QUOTE]Я бы сказал - к упорядоченному, потому как изначально никаких целей быть не может.[/QUOTE]Ну, вопрос обсуждаемый. Почему не может быть изначальных целей? Скажем, есть врождённые желания.
[QUOTE]Откуда цель берётся?[/QUOTE]Если при программировании поведения машины задавать хоть какой-то выбор из будущих состояний, то вот они - врождённые цели.
[QUOTE]картинки распознавать - это просто[/QUOTE]Да, и как? Например изображения букв А, Д и Я. Чему равен коэффициент подобия для каждой пары из них?
Вопрос не праздный. Скажем, робот видит проход, который уже проходил. Но теперь видит с другого угла, с другого ракурса. Как ему узнать, что это тот-же проход?
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Петр Тайгер пишет:
Одна из них уже в Интернете. Правда, - за деньги, поэтому несомненно лучше, конечно, ознакомиться с предлагаемым материалом здесь.[/QUOTE]Здесь тоже за деньги.
Спасибо, Пётр, за ссылку.
Если конкретнее, то, например, речь идет о распознавании образов. Как организму или роботу узнать место, где он уже был?

Поскольку тут встаёт вопрос о конкретике. Гм...

Я о том, что интеллект раскладывается на два основных принципа: целенаправленное поведение и обучение.
Целенаправленное поведение приводит организм к цели, причём наиболее оптимальным способом. При минимуме затрат, времени и избегая неприятных ситуаций. Противоположностью целенаправленного поведения является поведение хаотическое, случайное.
А обучение, это та функция (моска, например), которая переводит хаотическое поведение организма к целенаправленному.
Мозг, это просто. Он способен обучаться и обеспечивает целенаправленное поведение.
Анализ интеллекта, т.е. разложение на эти две функции, по моему, наиболее исчерпывающе объясняет интеллект. А также, они легко моделируются. Единственно, мне непонятно, как, также просто, распознавать картинки. Как узнавать места, которые уже видел, когда-то или только-что?
Если формулировать по строже, то задача такая:
Даны две картинки, пусть ч/б, одинакового размера и пикселей. Как определить, насколько (количественно) одна картинка подобна другой?
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Техник пишет:
Насколько я понял, у вас сомнения насчёт корректности применения к живому мозгу термина "вычисление". Не? [/QUOTE]Ну, в общем так. Т.е. случайный выбор, это не вычисление.
Если случайность присутствует в алгоритме, то это алгоритм с неопределённым результатом или неоднозначный алгоритм. Уж не знаю, как лучше назвать.
Кстати, и компьютерный алгоритм, в котором присутствует random, тоже не чистое вычисление.

Вообще-то, наши разногласия более казуистические, чем практические. Но ведь, практического разговора здесь вообще нет.

По поводу самого принципа.
Ещё в прошлом веке у меня была идея целенаправленного алгоритма. Устройство, управляемое таким алгоритмом, действует целенаправленно имея ввиду несколько целей с различными приоритетами. Истоки принципа заложены в схеме "Усилителя умственных способностей" Эшби.

1- Устройству предлагаются на выбор все возможные действия.
2- Выбор действия (фильтр по Эшби) - по мне, система приоритетно расставленных целей (или принципов отбора). В этой моей идеологии выбор и цель, это взаимоопределяемые понятия (Конкретный выбор определяется целью. Цель это конечное состояние последовательно выполняемого выбора).
3- Успехи Гугл, метод Монте-Карло и ваши мысли (за что отдельное спасибо) подтолкнули мои мои мозги к тому, что устройство с приоритетной системой целей должно самообучаться по Монте-Карло.

В итоге, принцип действия выглядит так:
1- Система имеет цель - некоторое желаемое состояние. Система находится в исходном или каком-то промежуточном состоянии. Имеет на выбор несколько действий.
2- Система вычисляет результат всех возможных действий. Если один из результатов совпадает с целью, выполняется. Если нет, то для всех полученных результатов - новых состояний, вычисляются результаты новых возможных действий и т.д. пока не вычислится весь путь до цели. Такая работа ограничена экспоненциально возрастающим числом возможных и расчитываемых путей.
...А- ограничено время вычислений
...Б- ограничена память
...С- Цель может быть реально недостижимой.
3- Если закончить вычисления невозможно, то выбирается цель меньшего приоритета.
4- Если и меньшую цель вычислить невозможно, то делается случайный выбор.

Обучение.
Предполагаем, что в результате случайного выбора система наконец приходит в состояние, из которого можно вычислить путь к цели. Тогда предыдущее состояние запоминается, как цель меньшего приоритета.
В результате такой процедуры выполняемой достаточно долго, система научится ориентироваться "на местности". Все места-состояния окажутся сориентированными в системе предпочтений.

Из такой схемы сразу вытекает два функционально различных вида памяти: кратковременная и долговременная. В долговременной памяти сохраняется "модель мира", а в кратковременной несколько прошлых состояний и выполненные действия.

Я думаю, это несложная схема, которую можно реализовать на самодвижущейся повозке с Ардуино, камерой и Wi-Fi модулем. Ардуино будет управлять движением, а основные мозги придётся перенести в компьютер.
Для меня неясным моментом остаётся распознавание состояний.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Техник пишет:
Ну, спасибо. И где вы искажения увидели?[/QUOTE]Я, в силу своих скромных способностей, только пытаюсь их предотвратить. Вот, представьте такой пример:
Все когда-то знали, что такое "вычисление". Это, когда кучкой арифметических операций собранных в алгоритм преобразуют численные данные в результат.
 И там есть вещи, которые более или менее явно подразумеваются: алгоритм вычисления можно применить к разным данным, а одни и те-же данные можно обрабатывать разными алгоритмами. И если к одним и тем-же данным применить различные по своему алгоритму вычисления и при этом будут получаться одинаковые результаты, то эти алгоритмы суть одно и то-же.
 Среди других свойств подразумевалась и однозначность - если алгоритм вычисления применить к одним и тем-же данным, т.е. те-же данные пересчитать тем-же способом ещё раз, то результат будет тем-же.
 Из этого делались выводы: несмотря на то, что всевозможные вычислительные машинки, арифмометры, калькуляторы добились значительных успехов в своей работе, их нельзя отнести к настоящему интеллекту поскольку этот настоящий не только вычисляет, но и делает какие-то другие операции, и к тому-же человеческие размышления не являются однозначными. Можно придти к одному выводу, а можно и к другому.

Потом термин "вычислять" несколько расширился. Дедуктивные умозаключения (каково словцо? явно наталкивает, что только ум на это способен) стали заменять на "логические вычисления". Что, в общем, понятно. Появились компьютеры, которые выполняют "логические" операции, значит появились и "логические" вычисления. В 70-х годах появились и "решатели" доказывающие математические теоремы. Правда, без смысла и толка, но главное, что выполняли дедуктивные заключения.
Потом появились люди заметившие, что компьютеры могут выполнять операцию randomize. Компьютеры, бесспорно, вычисляют и, значит, этот randomize также относится к вычислениям. Ну, может, не так явно, но суть в том, что элемент случайности можно ввести в алгоритм вычислений на компьютере и это, всё равно, будет называться вычислением. Из этого вывод, что компьютерные вычисления, и не только компьютерные, могут быть и неоднозначными.

Что получилось в результате расширения понятия "вычисление"? Исчезли свойства "оперировать только с числами" и однозначность. Теперь работу мозга можно смело называть "вычислением". Ничего принципиально нового о работе мозга мы не узнали, но утверждаем теперь, что мозг вычисляет. Это не новое знание, это результат подмены понятий.
[QUOTE]Не, ну почему на веру, можно и развернуть.
По первому пункту. [/QUOTE]Вот, по первому пункту вы тогда написали: "Собственно, что я хочу сказать:
1. Работа мозга есть вычисление. Вы можете с этим соглашаться или нет, но просто примите это как данность. "
Это сейчас вы разворачиваете, а тогда писали: "просто примите это как данность".
[QUOTE]То, что мозг есть аналоговая система, машина, оперирующая физическими величинами, у вас сомнений не вызывает?[/QUOTE]Вызывает. В первую очередь толкование, что такое аналоговая система. Кажется вы имеете ввиду машину (каковая, в нашем контексте, всегда противопоставлялась живому мозгу), вычислительную?
[QUOTE] А то, что аналоговые вычисления и есть то, что выполняется на аналоговых машинах (по определению), вас почему-то не устраивает. Как-то нелогично, да? [/QUOTE]А что меня не устраивает? И где?
[QUOTE]Надо ли это понимать как вынужденное согласие?
Т.е. ваше "ничего так" следует воспринимать как "ого-го!" ?[/QUOTE]Ну, а как-же ещё, если я просто обязан принять, как данность?
Кстати, п.2 [QUOTE]Ключевой операцией такого вычисления является случайный выбор[/QUOTE]Во, как, "приживалка", сомнительно втёршаяся в вычисления, становится уже ключевой операцией.
[QUOTE]Вот, кстати, про анализ и синтез, кто на ком стоит, это тоже спорный вопрос, напрямую связанный с нейрофизиологией и принципами вычисления. Утверждение об анализе как начальном этапе основывается на представлении работы мозга в логике "стимул-реакция" Павлова.[/QUOTE]Да, какой там Павлов!? Это диалектика Гегеля.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Макрофаг пишет:
Т.е . замедление на выходе ничтожной доли секунды (100 мс от момента стимула) это и есть предлагаемый вами анализ, который нами не осознаётся и не измышляется. [/QUOTE]Мне кажется, дед Андрей имел ввиду не физиологию работы мозга, а логико-философские принципы мышления выделяющие интеллектуальную систему, человека и/или его мозг из окружающего мира.

Анализ и синтез, один из основных принципов познания.
Философия: Энциклопедический словарь: " Процедуры А. и С. являются необходимым элементом всякого научного познания. А. обычно образует его начальный этап, на котором происходит переход от общего, нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава и отдельных свойств. Затем, после исследования выделенных свойств вновь происходит восстановление целостности объекта — С, но он уже обогащен полученным знанием о внутренней структуре исследуемого объекта и о закономерных связях его сторон и свойств.
увидим ли мы луну и марс заселёнными?, о колонизации космоса
[QUOTE]nikto21 пишет:
генетически изменённую расу или клан людей. [/QUOTE]гмо-чело?
Страницы: Пред. 1 ... 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 ... 329 След.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее