http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/levich_vremya-substan.htm[/QUOTE]
Обалденная ссылка. Я не знала о существовании этих работ.
И в конце философское обобщение:
[QUOTE]Подчеркну, что [B]в современных субстанциональных концепциях субстанция — это не само время.[/B] Это всего лишь природный референт понятия времени. [B]“Течение” времени отожествляется с существующим в природе процессом[/B] или, другими словами, этот процесс принимается за эталон изменчивости, за своеобразную систему отсчета для фиксации изменений в Мире. Этот же эталонный процесс параметризует изменения других объектов, т.е. используется в качестве основного аргумента для всех меняющихся функциональных зависимостей Мира, или играет роль параметрического времени. Указанное отождествление и позволяет считать субстанциональное время (в той же степени, что его референт) реалией и феноменом. [B]В реляционных подходах нет отождествления времени с какой-либо материальной сущностью. [/B]Реляционное время — умозрительный конструкт из характеристик материальных объектов, т.е. — это конвенция и ноумен.
Тем не менее, “не существует реляции без субстанции”, т.е. любой реляционный подход использует совокупность материальных объектов для построения отношений между ними и на базе этих отношений — конструкции времени.
Таким образом, поднимаясь на высоты философского обобщения, [B]можно сделать вывод, что и в субстанциональном и в реляционном подходах время — это движение материи.[/B] В субстанциональных подходах делается акцент на носителях движения, а в реляционных — на самом движении или, если угодно, на определенном отношении между элементами материи, в качестве какового можно рассматривать и движение. Но как нет отношений без их носителя, так и субстанция без движения не порождает изменчивости.[B] Важно отметить, что в субстанциональных подходах, как правило, идет речь об упорядоченном движении — потоке[/B] (не в смысле наличия выделенного направления в некотором пространстве, а в смысле увеличения количества субстанции вблизи источника субстанции). В реляционных подходах какое-либо упорядочение не постулируется.[/QUOTE]