Кроманьонский ум с одной стороны не ограничен - ибо размышляет о вечности и бесконечном, - а с другой, - и вот, что удивительно, что он это сам прекрасно понимает, - что ограничен по самое некуда. Одним из аспектов понимания такого своего ограничения - понятие о спонтанном. Кто только уже не пытался этот смысловой бастион взять! Многие, - но только копья понапрасну ламали. Там и материалисты, и идеалисты, и еще, Бог их знает, кто. Не будем перечислять имена, - они и без того столь громкие и великие, что нужды такой, наверное, нет. Но сказать нечто итоговое в этом вопросе, пожалуй, вполне можно, ибо оно такое простое, что проще, как и во многих таких же подобных случаях, не бывает. Можно, наверное, сказать так: спонтанность (не детерминированная, ясен пень ...) – это природа всех явлений и естественный ход всех вещей в Природе. А уж как была создана Природа, - Творцом или по другому, - и была ли она создана вообще, - ведь бытует и мнение, что она не сотворена, не возникла, а была всегда, - это вопрос тоже пока из разряда, умом нашим не охватываемым. Видим факт, - что существует некая активная потенция, - она же спонтанность, - ну, и видим себе, - а далее, - ни гу-гу! Далее наш ум пасует. Но выбор мы как-бы, конечно, делаем. ... По крайней мере, так нам хочется думать. И религии даже наши, в которых кто как был крещен, обрезан или еще как-то, - точнее, - философские составляющие этих религий, - в том же нас пытаются убедить, - мол, - есть, есть у вас свобода выбора, - наделены, наделены вы ею сполна! Материалисты в унисон с ними тоже об том же бубнят, - только с другой стороны, конечно, заходят. Но .... Вопрос этот как был с самого начала еще шумерами открыт, так и до сих пор не закрыт. Есть просто факт, - факт наблюдаемый, - и всё! Ничего пока более.
Пока я не думаю, что или как мне делать, - вправо, влево или назад мне двинуться, или на месте мне застыть, - я, наверное, поступлю, как и любая бессознательная тварь на Земле, - спонтанно, - куда-то меня черт, да понесет, - но стоит мне задуматься, - и у меня проявляется осознанность, - т.есть, - осознанная свобода выбора, - и чтобы не уподобиться буридановому ослу, - я, конечно, - выбор какой-то, но в конце-концов вынужден буду сделать, - но будет ли этот выбор, опять же таки, спонтанной или не спонтанной природы, - как знать? :) Даже если я всегда буду стараться придерживаться принципа: "Семь раз отмерь, один - отрежь!".
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено:
Петр Тайгер - 10.08.2015 14:35:12