Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 ... 354 След.
ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
"Мышление без языка невозможно: "Язык есть орган, образующий мысль ..."

------------------------------------------------------------------------------------ Вильгельм фон Гумбольдт.
Цитата
Варкад пишет:

.... или это проявление .... чего-то более Общего?
Может и чего-то более.  :)  Но все равно - это тоже будет какой-нибудь фантастический домысел, -  в придачу еще и в поэтической форме. Как, к примеру,  тот, что приведен в конце этого сообщения (из книги  Анатолия Анисимова " Компьютерная лингвистика для всех: Мифы. Алгоритмы. Язык").  Ну, а перед этим еще пару  выдержек из нее. Они об упоминавшейся вверху темы про ИИ, но с маленькими добавочками. Итак:
* * *
" ... анализ естественного языка с целью построения действующих систем искусственного интеллекта. Основа таких систем - алгоритмы анализа и порождения структур естественного языка. Создать такие алгоритмы невозможно без четкого представления процессов, происходящих в мышлении и языке".
* * *
" ... задача строения основных механизмов динамического развития языка неразрывно связана с проблемой происхождения языка,  которая относится к разряду фундаментальных философских проблем, связанных с загадкой происхождения человека".
* * *
"... В сознании человека рекурсия связана с чувством ощущения глубины. Поэтому она, при выражении средствами искусства, имеет сильное влияние на человеческое сознание.Естественный язык обнаружил глубину включением в себя рекурсивных схем порождения и представления".
* * *
" ... аксиоматическая системная логика языка и мышления включает в себя понятие связи по ассоциации, системной устойчивости, отрицания отрицания и рекурсивного развития. Можно строить теоретические модели универсальных языков Вселенной. Можно создавать и предсказывать логику  мира и предельные структуры сверхъязыка".
* * *
" ... Длинными веками и короткими мгновениями пишется вечная Книга мира. И мы - ее загадочные персонажи, читаем и пишем ее, и, может быть, еще кто-то читает и пишет о нас. Совсем недавно появилась новая тема - человек и интеллектуальные машины  Каковы алгоритмы разума, в чем их предназначение, как они появились - вот проблемы, в которых еще предстоит разобраться. Когда-то человек вошел в мир таинственно и бесшумно, сейчас с его помощью в мир бесшумно и незаметно входят интеллектуальные машины. И уже никто и ничто не сможет остановить это тихое вторжение. Этому способствуют даже те, кто логически или эмоционально доказывают невозможность этого. Как показывает анализ языка -  в природе нет абсолютно истинных отрицательных утверждений. Такова неизбежность нашего мира, такова следующая загадочная глава книги жизни".
* * *
" ... Опять будут звезды и первобытные темные ночи, опять промелькнут древние времена, прочитаются закрытые мифы, на вечном пиру соберутся герои, растают волшебные замки, уснут великаны, стерегущие мир, и, воспользовавшись этим, электронные существа повторят вечные схемы языка; от их заклинаний потемнеют старые зеркала, и неистовая Вселенная,  подчиняясь всесильной магии слов, будет снова украдкой смотреться в свои, пока еще неясные, отражения в новых всплесках реальности. В языке - все тайные книги мира и ключ к их прочтенинию".

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 28.02.2013 20:14:06
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Цитата
Варкад пишет:

Если Мы всего лишь инструмент в руках Природы, то стоит ли нам решать за Природу, что ей делать, как ей думать, и вообще, что ей надо?
Неплохо сформулировано. Многие над этим задумывались. Вот, к примеру, суждение того же  И. Канта о том,  что именно  кроманьон, обладающий разумом и есть "... последняя цель природы по своему назначению, однако всегда только обусловлено, всегда только при условии, что он это понимает, и обладает волей и способностью дать ей и самому себе такое отношение цели, которое могло бы быть в своей самодостаточности независимым от природы, тем самым – конечной целью, которую, однако, не следует искать в природе».  :)  
----------------------------------------------------------------------------- из "Критики способности суждения".  

Если другими словами и проще: возникновение кроманьона в качестве "Инструмента" было задумано и осуществлено  Природой с целью, чтобы впоследствии он сам мог придумывать и осуществлять по своему выбору только ему известные следующие цели независимо от Природы.  Вот как вот.  Есть другие мнения?  И не перекликаются ли подобные мысли по отношению к проблеме создания ИИ?  Когда машины, поблагодарив в свою  очередь своих создателей, дальше уже сами будут решать,что и как им  дальше делать.  :) Боже, как примитивно, - так рассуждать! Но какие еще могут быть предположения  на этот счет?  Кроме реплики о том, что интеллектуальные машины в отличие от нас будут вполне определенно и конкретно знать о том, кто их творец.  Мы не знаем, а только фантазируем. Чему свидетельством этот пост,  да и вся настоящая тема "Хронология эволюции человека".  

--------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 28.02.2013 13:19:35
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Виктор Качан:

Петру Тайгеру: а был ли разумный наблюдатель Мира тогда, когда к примеру на Земле "панували" динозавры? А то что они были (и не только динозавры, но и то что их окружало и обеспечивало им жизнь) - так это сегодня "ясен пень" и к гадалке не ходи.

* * *
По имеющимся на сегодня данным  во время существования на Земле динозавров разумного наблюдателя на Земле, мозг которого был бы сродни нынешнему кроманьонскому, - такого наблюдателя Мира на Земле не было. Впрочем, наверное, как и во всем Мире (в том числе  и в нашей Вселенной) в контексте сказанного мною вверху.
К сведению - этот же вопрос оригально рассматривался в "Материализме и эмпириокритицизме" В. Ульяновым в 1908 году:
Глава I
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА.
4.  СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ ПРИРОДА ДО ЧЕЛОВЕКА?

...  Привожу фрагментами. Желающме могут эту главу прочитать сами. В Интернете эта глава легко ищется.

"...Могло бы казаться, - писал там же Авенариус, - что именно с эмпириокритической точки зрения естествознание не имеет права ставить вопрос о таких периодах нашей теперешней среды, которые по времени предшествовали существованию человека" (S. 144). Ответ Авенариуса: "тот, кто спрашивает об этом, не может избежать того, чтобы примыслить самого себя" (sich hinzuzudenken, т. е. представить себя присутствующим при этом). "В самом деле, - продолжает Авенариус, - то, чего хочет естествоиспытатель (хотя бы он достаточно ясно и не давал себе отчета в этом), есть в сущности лишь следующее: каким образом должна быть определена земля или мир до появления живых существ или человека, если я примыслю себя в качестве зрителя, - примерно так же, как было бы мыслимо, чтобы мы наблюдали историю другой планеты или даже другой солнечной системы с нашей земли при помощи усовершенствованных инструментов".
* **
Вещь не может существовать независимо от нашего сознания; "мы всегда примыслим самих себя, как разум, стремящийся познать эту вещь".
* * *
Если мы "примыслим" себя, то наше присутствие будет воображаемое, а существование земли до человека есть действительное. На деле быть зрителем раскаленного, к примеру скажем, состояния земли человек не мог, и "мыслить" его присутствие при этом есть обскурантизм, совершенно такой же, как если бы стал я защищать существование ада доводом: если бы я "примыслил" себя, как наблюдателя, то я мог бы наблюдать ад.
* * *
"Авенариус говорит однажды, - продолжает Петцольдт: - "Мы можем, конечно, мыслить себе такую местность, где не ступала еще нога человеческая, но для того, чтобы можно было мыслить (курс. Авенариуса) подобную среду, для этого необходимо то, что мы обозначаем Я (Ich-Bezeichnetes), чьей (курсив Авенариуса) мыслью эта мысль является" ("V. f. wiss. Ph.", 18. Bd., 1894, S. 146, Anm.<<*52>>)".
* * *
... важный вопрос состоит однако совсем не в том, можем ли мы вообще мыслить подобную местность, а в том, имеем ли мы право мыслить ее существующей или существовавшей независимо от какого бы то ни было индивидуального мышления".
Что верно, то верно. Мыслить и "примыслить" люди могут себе всяческий ад, всяческих леших,
* * *
Так. Так. Либо материализм, либо солипсизм, ведь вот к чему пришел, несмотря на все свои крикливые фразы, Р. Вилли, разбирая вопрос о природе до человека.
* * *
Нам остается только показать читателю, как поняли и как изложили этот вопрос наши отечественные махисты. Вот вам Базаров в "Очерках "по" философии марксизма", с. 11:

"Нам остается теперь под руководством нашего верного vademecum <<*57>> (речь идет о Плеханове) спуститься в последнюю и самую ужасную сферу солипсистского ада, - в ту сферу, где, по уверению Плеханова, каждому субъективному идеализму грозит необходимость представлять себе мир в формах созерцания ихтиозавров и археоптериксов. "Перенесемся мысленно, - пишет он, Плеханов, - в ту эпоху, когда на земле существовали только весьма отдаленные предки человека, - например, во вторичную эпоху. Спрашивается, как обстояло тогда дело с пространством, временем и причинностью? Чьими субъективными формами были они в то время? Субъективными формами ихтиозавров? И чей рассудок диктовал тогда свои законы природе? Рассудок археоптерикса? На эти вопросы философия Канта не может дать ответа. И она должна быть отвергнута, как совершенно несогласимая с современной наукой". ("Л. Фейербах", с. 117)".
Здесь Базаров обрывает цитату из Плеханова как раз перед очень важной - мы сейчас увидим это - фразой: "Идеализм говорит: без субъекта нет объекта. История земли показывает, что объект существовал гораздо раньше, чем появился субъект, т. е. гораздо раньше, чем появились организмы, обладающие заметною степенью сознания... История развития обнаруживает истину материализма".
* * *
Ну, и так далее. Понятно, что отстаивал В. Ульянов. Но, как видим даже из вышеприведенных фрагментов, не все так просто с этим вопросом.   О чем я и попытался  кратко (и как сумел) изложить в своем предыдущем сообщении.

* * *
Ув. Варкаду.
Я Вас услышал.  Я насчет вот этой своей фразы: "Другими словами, - нет разумного наблюдателя Мира , - нет и самого Мира".
Вы неверно ее в общем контексте мною сказанного выше истолковали.  Думал, воспримите правильно. В смысле того, что  Миру без  возникшем в Нем инструменте в виде кроманьонского мозга и  посредством  его не было возможности никак всмотреться в Самого себя,  пытаясь себя понять.  
Пахнет мистикой, скажете Вы? Возможно. Возможно, у Природы до кроманьона таки действительно не было цели.  Но вот появился кроманьон, детерминированно или случайно, не столь уж и важно сейчас, - и что? Ничего вроде бы и особенного, но, скажите, цель появилась? У Природы через посредство кроманьонского сознания появилась цель или нет? К примеру, познать себя с целью там своего улучшения, - или чего-то другого, - Ей пока самой неведомо чего, - а тем паче нам, - иструменту, в Ней возникшем. Ну, и так далее. Тут, согласитесь, простора для фантазий предостаточно возникает.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 26.02.2013 18:21:16
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
* * *
Гость: "Попытки свести сознание к одному из его возможных проявлений (осознанию, самосознанию, ощущению, самоощущению, пониманию, мышлению, воображению и.т.д) не представляются очень оправданными".

Ну, кроманьонское то уж точно - сводится к самоосознанию самого себя! И именно  оно является тем самым  крайним форпостом (по крайней мере, пока так считается...), в лице которого Вселенная воспринимает себя и понимает, как существующую.  Иначе как, - через кого или через что все это бы осуществлялось?  Извечный вопрос, а точнее - утверждение само-собой как-бы разумеющегося:  не было бы кроманьонов - не было бы и бытия.  Не мог же червяк или динозавр,  либо какой-нибудь пусть даже  из самых высоко  по эволюционной лестнице взобравшихся приматов посредством своих мозгов (или тем, что  имеется вместо них в того же червяка...) подобно кроманьону "увидеть" это самое Бытие и при этом еще и ощутить его бесконечность, а в конечном итоге представить все эти дела в виде разработанной  научной картины Мира?   :)  Т. есть, - не было бы кроманьонской формы самоосознания сознанием самого себя - была бы себе и дальше неосознающая факта своего существования Природа в общем смысле этого слова, - а другими словами, -  нечто такое вечное и бесконечное,  несотворенное и прочее, составной частью которого является наша и другие (из Мультиверса...) Вселенные в том понимании, как мы сегодня их себе представляем, а часть своей и наблюдаем. Другими словами, - нет разумного наблюдателя  Мира , - нет и самого Мира. Далее, ясен пень, вытекающий отсюда сильный антропный принцип и прочие от него производные.  И только в таком контексте я всегда рассматриваю кроманьонское сознание.  А  иначе как его рассматривать, - не знаю.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 25.02.2013 17:17:28
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Гость:
"... ощущения возвращаются в прежнее сознание..."

Начинают вновь осознаваться не отмершим сознанием.  "Мертві бджоли не гудуть!".  Самосознание как сознание сознанием самого себя, в том числе, ясен пень, производно и своих ощущений.  Этакая своеобразная рекурсия, на планете нашей свойственна лишь кроманьонским мозгам,  "как особым образом высокоорганизованной материи" (или  по другому в более  общем понимании: "как мыслительная деятельность связана с биологическими процессами и насколько они ее обуславливают?"). Ну, не можем мы дальше вот этой самой сакраметальной сентенции  прыгнуть! Ибо все внутри и за пределами этой сентенции  - все остальное  это просто, по-моему,  лишь "порожні балачки".    
Почти о том же, но в связи с другим, я сейчас сказал и вот здесь: http://www.nkj.ru/forum/forum10/topic6609/messages/message263779/#message263779  

--------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 25.02.2013 12:08:15
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
* * *
Гость П. П.:  Предположение, что сознание - свойство мозга мало отличается от предположеня, что зрение - свойство очков.
wad1940ned:  Неужели Ваше сознание - это свойство большого пальца Вашей правой ноги?
Гость П. П.: А разве сознание – это свойство Вашего мозга как ощущение в Вашем пальце – свойство Вашего пальца?

" Человек отличается от животных тем, что у него есть свобода воли - он ест, даже когда не хочет".
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- античный афоризм.

Да-а… На этом форуме о  «сознании» уже столько было сказано-пересказано – горы терабайтов – Джомолунгма с Монбланом в придачу да воз и тележка у их подножия. И вагон  прицепить бы еще не мешало.

Но, в принципе,  все обсуждения на эту тему ничего нового не привнесли и  свелись как всегда к понятийному набору часто употребляемых  в большинстве случаев попыток определения таких  терминов, как: отражение, раздражение, возбуждение, ощущение, восприятие, память, эмоция,  представление, образ, мышление, рассудок, ум, разум ( в контексте  самосознающего рассудока), интеллект, интуиция,  душа (психо), Дух (.. в том числе, как высшая форма сознания ..) и последние в этом ряду «ощущение бесконечности» и «самосознание как сознание сознанием самого себя».

Всевозможные комбинации этих понятий  кроманьонами сводятся к двум главным моментам:
-- первым  утверждается, что сознание это свойство высокоорганизованной материи (материализм).  
-- второе гласит, что  существуют только сознание и оно первично, а  материальные объекты физического мира не существуют вне их восприятия (субъективный идеализм).
В середине и по бокам этих крайних  утверждений находится целое интерпретационное   море их производных  толкований, - как комбинационно их примиряющих, так и наоборот, разводящих их еще более в разные стороны. В этом ряду можно указать самые известные из них:

-- Дуализм - теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты.
-- Логический бихевиоризм.
-- Функционализм.
-- Двухаспектная теория.
-- Феноменологическая теория.
-- Эмерджентная теория - теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими.
* * *
Также на форуме на протяжении двух лет существовала тема Валентины Кульчицкой (удалена под Новый 2013 год из раздела «Общественных наук») «Что же такое сознание? Сознание - это свойство души, а не мозга (материи)».
Предлагаю ко вниманию то главное,  что в этой теме ув. В. Кульчицкой  утверждалось:
 "... Начнём с души. Как я уже писала, обращаясь к ув. Петру Тайгеру, без этого слова и понятия – «душа», не могли обойтись тысячелетиями ни философы, ни поэты, ни писатели всех народов и континентов, ни учёные-энциклопедисты, жившие в век классики и расцвета настоящей науки, ни историки, ни юристы, ни думающие физики, ни просто мыслящие люди, ни вообще люди, не испорченные ложными теориями и ложными взглядами.
   Но вопреки здравому смыслу и пренебрегая психологическим, историческим, юридическим и всяким другим тактом (интуицией) народа, создавшего это слово, оно вместе с понятием было выброшено из «серьёзной науки» и заменено другим – словом «психика», что означает в переводе с греческого – «душа», в чём отразилась поразительная «мудрость» тех, кто совершил столь многозначительный шаг. Конечно, под словом «психика» (душа) и значение у него было – «другое», то есть психика как производное от материи, а не самостоятельная, подобно материи, субстанция природных явлений, правда, явлений из области человеческой, а не внешней, природы.

   На подобные мыслительные операции великий, на мой взгляд, знаток этой самой человеческой души, К. Д. Ушинский восклицал (не помню дословно): «Какое преступление совершает государство против самого же себя, не давая своим гражданам основательного логического образования».

   И действительно, в середине ХIХ века во время реакции на вольнодумство не только философия была изъята из университетов, но и безобидная логика – из гимназий. Мы хорошо знаем, на примере нигилистов, террористов и революционэров всех мастей, во что вылилось подобное пренебрежение основательным общим образованием и разумным воспитанием. При более пристальном взгляде можно наблюдать как постоянно и разрушающе действовала эта причина – отсутствие глубокого умственного образования и правильного нравственного воспитания – в ХХ веке не только в нашей стране, хотя мало кто приписывал такие разрушительные последствия в немаловажной степени действию и этой причины.
   
Но чтобы не сильно отклоняться в лирические отступления, я приступлю сразу к делу.

   Сначала – о материи. Хочу идти небольшими шажками. Я выскажу несколько суждений в надежде, что кто-то из участников захочет уточнить, опровергнуть или дополнить их.
   Что такое материя в своей сущности (как объективная реальность, о которой говорил В.И.Ленин) нам неизвестно: мы можем наблюдать материю только сквозь призму нашего сознания, в наших ощущениях, и никак иначе.
   Например, внешний стимул, воздействуя на рецепторы органов чувств, передаётся в центральную нервную систему и отражается в движении нейронов мозга; а эти движения нейронов превращаются в сознании в ощущения (всю несоизмеримость движений нейронов мозга (материи) и самых элементарных ощущений (цвета, звука, запаха, вкуса, осязания), я буду подробнейшим образом рассматривать потом, чтобы эту несоизмеримость выставить во всей своей красе).

   Таким образом, что такое материя вне нашего сознания, вне наших ощущений – мы не знаем и знать не можем. Все технические средства, которые позволяют нам наблюдать мельчайшие материальные предметы (электроны, протоны, нейтроны, нейроны мозга и т.п.) только усиливают отражение, впечатление внешнего стимула в мозге, в движениях нейронов; но в нашем сознании мы обнаруживаем уже не эти движения нейронов, а – ощущения – цвет, свет, звук, вкус, запах, тепло, холод, величину, форму, тепло и т.п. – и кроме ощущений, мы ни чувствовать, а, тем более, знать – ничего не можем. ..."

----------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 22.02.2013 12:44:32
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
* * *
"... быть может, мы находимся в мире, как собаки и кошки в наших библиотеках: они видят книги и слышат разговор, но не чуют во всем этом никакого смысла".
--------------------------------------------------------------- Уильям Джемс (1862—1910) - американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма.
Цитата
wad1940ned:

Уй-юй-уй! И это Пётр Тайгер? "Оптимизьму" совсем не наблюдается. Что? "Руки вгору?" На Вас не похоже. Что же, пан СтанИслав по другому и не мог описать.
Но вопреки мрачным агностикам, "кроманьоны " всё же помаленьку кое-чего достигают.
Ну, да. Я и не спорю.  Глупо было бы оспаривать  очевидное.  Додумались использовать энергию огня,  атомную (расщепляем атомные ядра), солнечную,  ископаемого твердого горючего и нефти, ветра, приливов, в перспективе управляемого термоядерного синтеза, ну,  и плюс всего того, что всегда явным образом лежало на поверхности в тех дозволенных понимаю и осмыслению  рамках,  которые очерчиваются кроманьонским сознанием в виде таких его составных частей, как < ум, разум, интеллект, осведомленность, навыки, знания, умение (термины ув. Хворостенко) >  плюс, так и подмывает продолжить, в виде  того, что мы называем "честью и совестью" нашей эпохи в смысле творческого горения  кроманьонского Духа.  Огонь же настоящий  (как окислительную хим-реакцию потом ...) осмыслили и взяли на вооружение еще донеандерталы, с углем сапиенс-сапиенсы догадались в  донеолитные времена, к расщеплению атомного ядра додумались буквально лишь  60-70 лет тому назад.  И остановились. Остановились потому, что все остальное из многого неведомого это то, что не на поверхности лежит-проявляется, а  пока что скрыто за семью печатями.  Да и  вообще, "доступно" нашему пониманию в таком же смысле, как недоступно муравью то, о чем  знает мли догадывается соответствующе образованный кроманьонский мозг (... смотрим  цитатную  выдержку из Джемса вверху этого поста...).  Ну, фантасты, богословы,  альты,  фрики, конечно, как я уже сказал, не в счет. Те уже давно, так сказать, знают, как  "черпать энергию из пустоты физического вакуума". :)   Дело, мол, только в недостаточном спонсорстве подобных проектов.
* * *
Мне же нравится, как характеризируя Джемса-философа, пишет о нем почти наш современник  русский психолог и философ П. П. Блонский ((1884-1941):
"... Мы встречаем в философии два интеллектуальных типа. Один из них — “мягкий”: рационалист, оперирующий “принципами”, интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерминист, монист, догматик; другой — “жесткий”: эмпирист, оперирующий “фактами”, сенсуалист, материалист, пессимист, неверующий, детерминист, плюралист, скептик. Но мы хотим посредствующей системы: рационализм дает религию без фактов, эмпиризм дает факты без религии, мы же хотим соединить честное научное обращение с фактами со старой верой в человеческие ценности. Такой посредствующей системой является прагматизм, который способен оставаться религиозным, подобно рационализму, и в то же время сохранить интимнейшую близость с фактами...".
* * *
Но вернемся непосредственно к теме - возможен ли дальнейший прогресс в плане эволюции (развития, улучшенного развертывания) кроманьонского сознания в плане его все возрастающего интеллекта? Возможно ли вообще в принципе наличие такого интеллекта в обозреваемой нами нынче части Вселенной или же во Вселенной, как таковой ( как понимают ее диалектически настроенные материалисты - несотворимой, бесконечной, вечной и прочее ...) вообще? Но для этого надо бы хотя, конечно, дать определение интеллекту. Самое подходящим на мой взгляд, которое мне встретилось на теренах Инета, показалось вот это:
"Интеллект это способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания осмысленным способом".  
В качестве же прикладного  примера касательно этого определения интеллекта, как некоторого представления о сущности этого мира, о том, как он устроен, можно, наверное, привести  модель Никерсона:
"Когда вы видите, как мяч закатывается под один край кушетки и затем появляется из-под другого, откуда вы знаете, что мяч, который выкатился, - тот же самый, что закатился? На самом деле вы не обладаете такой уверенностью, но ваша концептуальная модель мира вдет вас к такому выводу... Кроме того, окажись этот мяч при появлении другого цвета или размера, чем был, когда закатывался, вам бы пришлось заключить, что либо мяч, который вошел, и мяч, который вышел, - это не один и тот же мяч, либо под кушеткой < что-то происходит > (у Никерсона: < происходит нечто странное>".        
Так вот вопрос  - вершина ли это (конечный абсолютный результат) в плане подобных рассуждений, как эволюционного процесса (развития, развертывания) такого структурного образования (высокорганизованной <особым образом организованной> материальной системы), каким(ой) является наш c вами кроманьонский мозг? Или это еще не конец? Возможны ли рассуждения в этом смысле более высокого плана? Тогда как его определить - этот самый всё не наступающий конец?  :)   Богословы, конечно, в течении  нескольких тысячелетий таки придумали и остановились на известном нынче всем определении сверх-интеллекта и которое на все лады продолжает интерпретироваться другими, но оно - нет, - нет, - конечно же, настоящей критики не выдерживает.  Об этом много можно почитать и потому, считаю, в данный момент нами рассматриваемого, - не столь и необходимо на подобном циклиться, - просто будем считать, что определения некого сверх-интеллекта не существует.  А раз не существует, то  вопрос темы о "хронологии эволюции человека"  становится в известной мере порожне-обсудаемым, - становится сродни вопросу о смысле жизни, - т. есть, - метафизически бессмысленным.  И дальше снова рулит тот же агностицизм.   :) От которого спасение в таком же бессмысленном стоицизме или гедонизме или в чем-то на сии сентенции похожем. Типа: "Живем только раз и сегодня, а посему ежеминутно максимально извлекаем   для себя выгоду (получаем удовольствие), а после нас хоть потоп!".   Типовым случаем, примером этого, является нынешняя жизнь наших народных избранников - что в России, что в Украине. Сумели таки воплотить эту идею в жизнь. Но исключительно под себя.  И теперь живут, в ус не дуют.  Хотя тоже, конечно, постоянно пребывают в   тревоге и  плохо спят.  Но я опять позволил себе отклониться от темы. Извините.

------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 21.02.2013 17:56:18
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
А вообще, что значит быть, скажем, "умнее", "более ознакомленней", "мудрее", " <  быть видящим и чувствующим >  более" и т.д.  и т. п.  ( научная интуиция, озарение, прозрение и т. д., - всё это  действительно  имеющее  место быть  сейчас не рассматриваем, - это всё по крайней мере хоть как-то  объяснимо...), вопрошающе повторяюсь, - быть "умнее", "более ознакомленней", "мудрее", " < быть более видящим и чувствующим >" и т.д.  и т.п.  самого из когда-либо живших или живущего сейчас  на нашей планете гения-кроманьона? Среднестатистических кроманьонов и гениев во внимание не принимаем. Думаю, кроме богословов-фантазеров (это когда они пускаются в рассуждения касательно  ветхозаветных пророков, "прозорливых старцев", йогов, "уподобляющихся" посредством сатори, -  и других многочисленным подобным только что перечисленным), - никто, кроме богословов-фантазеров  ответа на этот вопрос не даст.  :) Ну, еще туда же, в тот же ряд, конечно, можно отнести и просто писателей-фантастов.  Понятно, все эти попытки донельзя примитивны, - в рамках того разума, который обеспечивается структурной функциональностью  кроманьонского мозга, пусть это даже мозг какого-либо выдающегося писателя-фантаста или киношного сценариста,  или того же фанатически-офонаревшего в  своей экстазменной (экстатической ?) эйфории (как они говорят - познавшего"духовный, < религиозный опыт >) ученого-богослова.  
Кстати, к слову, тот же  Станислав Лем в попытке изобразить придуманный им "мыслящий Океан" в  виде некой сверх-разумной Высшей реальности, - что? Правильно, - все равно эта попытка так и осталась в рамках  мыслящего мозга кроманьона, - пускай даже и очень-очень оригинально мыслящего мозга С. Лема, - но все же в тех рамках, котрые только что мной были обозначены чуть выше.  Говоря так, я, конечно, всегда склонялся перед недюженным писательским   талантом как  Лема, так и  Клиффорда Саймака  или братьев Стругацких, - да и  и перед многими другими подобными талантами, - в том числе и перед талантом религиозных философов или просто философов (особенно субъективно-идеалистически мыслящих... : Нет ли  где-то поблизости  сейчас Васи из Минска? - а то неровен час, - побьет ведь ...  :D ).  За их попытки, подобно мухам, попавшим в межстеколье, пробиться только исключительно  силой мысли и ценой неимоверно духовного напряжения  сквозь пределы толстого оконного стекла. За которым  луга, поляны, горы, реки, леса, моря и океаны, лито-атмо-и-иные сферы (страто, ионо, магнито, другие ...), переходящие в Космос. :) Вот когда появятся мухи, изобретущие некий, назовем это "лазер" и продыравлят им дырку в стекле, - ну, тогда уж, - тогда уж эти мухи точно будут называться учеными. Шучу, конечно. Понимаю, что подобная аналогия не совсем в этом случае к месту. Эх-х-х... Как же мы, кроманьоны, мало обо всем знаем. Наверное, так нам положено в силу своей природы. Но отчего именно так, - нет, того, наверное, так и  ни-ког-да  не узнаем.  Агностицизм (как философский и теологический, так и научный), наверное, навсегда останется нашей главной кроманьонской путеводной звездой.   Каким он и был еще с  тех времен, когда он так не назывался, но уже существовал в виде знаменитой фразы: "Я знаю, что ничего не знаю".   ;)  

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 20.02.2013 16:43:24
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
* * *
Рубрика:  "Да-с-с...".
Цитата
Варкад пишет:

Возможно, логически неандертальцы были умнее нас. Возможно, мы просто еще не до конца "развились" - до уровня неандертальца....
:)  8)
http://maxpark.com/community/603/content/1789390

Клонировать неандертала или не клонировать?

".... Клонировать  его не будут, даже если  дать ученым  точную копию его ДНК. Слишком опасно. Возрожденные неандертальцы будут и физически сильнее, и, главное, умнее людей. Придется либо снова их всех перебить до одного, либо уступить им лидерство во всех областях современной жизни — политике, спорте, искусстве, бизнесе. И в науке тоже. Кто же из ученых такое допустит?..."  ;)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 20.02.2013 10:32:11
Кризис современной философии проистекает из неудовлетворен­ности ею самою собой, т.е. из невозможности соответствовать уста­новленным ею для себя критериям, которым, однако, более удовлетворяет современная реальная наука.
Математика как метод познания в гносеологии, Обзор темы
[QUOTE][B]Алексей Трофимов [/B]пишет:

ЧД, звёзды, газовые гиганты, планеты не отвечают общепринятым теориям.
[/QUOTE]
Современные  объяснения происхождения и существования этих объектов, а не сами эти объекты, Вы хотели,  наверное, сказать?  Объекты, - они что? Независимо от того, что мы там о них себе придумываем, - существуют себе эти объекты, и в ус не дуют.
[QUOTE][B]Алексей Трофимов [/B]пишет:

Вероятно, существуют, или могут быть созданы иные методики для целенаправленного исследования важных здесь объектов. [/QUOTE]
Та, да ... Это в какой-то мере так. Чем больше новой информации "привносится" из "дальнего космоса" при помощи современных исследовательских технологий (пока еще весьма и весьма  несовершенных), тем больше выявляется сомнений касательно теорий происхождения и эволюции звезд и других космических объектов. К примеру, считалось, что конечной фазой жизни звезд является их коллапс и превращение в черные дыры. Но черных дыр не  так уж много оказалось, как можно было бы в этом случае предположить.  В числе этих сомнений значится, к примеру, и вопрос  о том,  почему сверхмассивные черные дыры массой в миллионы солнц располагаются не хаотично, а в центрах  галактик?  :)
[QUOTE][B]Алексей Трофимов[/B] пишет:

Почему нам не убедиться в истине? Для чего нужны ассигнования на науку? Разве не для того, чтобы выяснять истину?
... если здесь нет людей, готовых поддержать меня в этом, то это очень плохо!
[/QUOTE]
Да не в этом, наверное, дело. Для этого есть  объективные причины. Ведь и козе понятно, - чтобы познать вышеобозначенные явления в полной мере, нужно бы поизучать их вблизи. Лишь тогда можно создать гармоничную и непротиворечивую модель, объясняющую все явления и с какой-то долей уверенности утверждать, насколько могут быть верны наши представления о возникновении Вселенной, а также о происхождении и эволюции жизни на Земле. А так ... Пока все это сродни гаданию на кофейной гуще. Пусть даже с помощью той или иной математики.  И мне почему-то, чем больше я здесь вычитываю на этом форуме разных предположений на этот счет, мне почему-то кажется (на всяк случай, конечно, тут же крестом себя осеняю...), - мне почему-то кажется, что истина, о которой Вы так импульсивно говорите, истина эта кроманьонам даже в необозримо далеком будущем вряд ли когда-нибудь хотя бы на маленькую йоту приоткроется. Ведь кроманьонский мозг всегда останется системой, порожденной системой, на n-нный  иерархический порядок выше. Не сможет никогда кошка уразуметь, откуда произошла сметана в паке. В лучшем случае она лишь сможет "исследовательски" "догадаться" процарапать пак. Да и то, это будет чистой воды первый раз случайностью, впоследствии ею инстинктивно усвоенной и уже повторяемой.  Но я лучше, конечно, сейчас на этом и остановлюсь.Ибо далее - лишь только всем уже изрядно здесь поднадоевшая философия с переходом, как всегда, в области теологических фантазийный измышлений.  

"... быть может, мы находимся в мире, как собаки и кошки в наших библиотеках: они видят книги и слышат разговор, но не чуют во всем этом никакого смысла".
--------------------------------- [B]Уильям Джемс[/B] (1862—1910) - американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма.

------------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено: Петр Тайгер - 25.02.2013 11:46:29
Страницы: Пред. 1 ... 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 ... 354 След.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее