Алексей! Смотрю, настоящая тема исподволь и нечаянно как бы начинает «тянуть на себя одеяло» всех тех проблем, которые рассматриваются и во множестве других тем форумов. Не знаю, тут ли, или где-то в другом месте Дискуссионного клуба попытаться сделать то, о чем я сейчас внизу речь вести буду, но одно я знаю твердо, - проблему СТО и ОТО в свою основную тему я тянуть не стану, это уж точно, - там ее сразу заболтают фэнтази-теологи, мистики всяко-разные и иной прочий подобный им кроманьонский люд.
***
Давайте попробуем ее здесь пока, - наименование темы ведь содержит в себе слово «гносеология» - «познание», то бишь? Содержит. А математику, как инструмент познания мы умеем, как оказалось, и в популярном более-менее виде пользовать.
***
Я конечно, Алекскей, не в праве распоряжаться пространственным ресурсом Вашей темы.
Просто так получается, что много вопросов и проблем находят себе приют именно в Вашей теме. Если Вы против моей настоящей задумки здесь, я мигом куда-то этот пост перенесу в другое место, или вообще, - оформлю его в качестве начала новой темы. Ну, а пока, - пока…
***
….задумка моя простая. Если особо не отвлекаться и не нырять в дебри специфических деталей, то попытаться объяснить все с самого начала то, что касается СТО и ОТО нормально и просто, наверное, можно сделать, - хотя, конечно, сбрасывать со счетов тот факт, что таких безумных попыток, когда хотели так же «просто», было уже немеряно, - очевидно, - тоже нельзя. И я не настолько самонадеян, чтоб говорить, что подобное обязательно должно получиться здесь. Я, допустим, всего лишь статист, умеющий, как про себя думаю, выуженную статистику только в более-менее удобном виде представлять, не более. Причем я далеко не кой-нить популяризатор. Просто у меня здесь свои определенные цели, о которых я не раз говорил.
Но сейчас дело не в этом, а в том, что я вижу, как присутствующие в форумах научно-популярного жуонала "Наука и жизнь" специалисты-физики мало того, что разделились в вопросах СТО и ОТО на два явных противоборствующих лагеря и, прибегая иногда к жутко специфической и даже вряд ли им понятной терминологии, тем самым запутывая проблему донельзя, - ведут еще порой свои ожесточенные споры в оригинальной манере «а ля кто кого перекричит…». Куда уж тут жаждущим знаний в этой области гуманитариям что-то понять? А гуманитарии, скажу я вам, да и общеизвестно это, в ряде случаев поняв хорошенько суть проблемы, - о чем сыр-бор, так сказать, - иногда такое могут выдать, что на удивление может оказаться полезным!
***
Потому считаю, что попытка такая, когда в действительности проблема СТО И ОТО будет представлена в таком виде, что ее даже поймет кой-нить современный Франческо Петрарка (родоначальник, между прочим, гуманистической культуры Возрождения), - стоит свеч. Кстати, откуда пошло это выражение - «Игра стоит свеч?» … Но, вернемся к Петрарке. Петрарка жил в далекие годы (1304-1374 гг.), а нас пока, конечно же, в первую очередь сейчас будет интерисовать Галилео Галилей, живший уже значительно позже Петрарки (1564-1642), через пропасть лет, - разрывом, считайте, - в целых 250 лет!. Так вот, Галилей, – это уже был кроманьон не отягощенный шибко гуманитарными проблемами, и особенно в том числе любовными страстями, излитыми тем же Петраркой в мадригалах на жизнь и смерть Лауры (1327-1374) - лирическом дневнике, образце поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Галилей и читал и уважал очень Петрарку, но в тоже время знанимался прозаическим делом – определял прочность балок. И это дело в конце-концов его далеко завело – он остался в истории одним из основателем точного естествознания. Галилей боролся против схоластики и считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений и открыл изохронность колебаний маятника. О балках я уже сказал. Построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался "узником инквизиции" и принужден был жить на своей вилле Арчетри близ Флоренции. И лишь только в 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.
***
А теперь, после затянувшегося вступления, пора, пожалуй и к делу переходить. Там все и поймут, почему я так издалека захожу – с Петрарки, Галилея …
***
Кроманьон в изолированной не движущейся комнате и в изолированной комнате движущейся равномерно и прямолинейно будет наливать из бутылки шампанское в фужер и не заметит, в какой комнате он это делает. Покой или движение в данном случае определяется по отношению к неподвижному столбу или по отношению к еще одной изолированной комнате с другим кроманьоном, точно также производящим манипуляции с шампанским. Вторая эта комната точно так же может покоиться относительно неподвижного, вкопанного в грунт Земли столба, либо относительно этого столба и движущей равномерно и прямолинейно первой комнаты так же равномерно и прямолинейно двигаться. То же самое, когда Вы едете в автомобиле мимо столбов и обгоняете другие автомобили.
***
Итак, можно сказать, что состояния движения или покоя определяются по отношению к произвольно выбранной инерциальной системе отсчета. Это нарекли принципом относительности и в таком качестве он вошел в основание специальной теории относительности Эйнштейна.
***
Забегая несколько вперед, сразу скажу, что специальная (частная) теория относительности, - (или просто теория относительности), - это такая теория, которая описывает свойства пространства-времени в приближении, когда тяготением (или как еще говорят, - полями тяготения можно пренебречь). Специальная теория относительности была создана А. Энштейном еще 103 года назад, - в 1905 году.
***
Впервые положение об относительности механического движения было высказано в 1638 Галилео Галилеем в его труде "Диалог о двух основных системах мира - птоломеевой и коперниковой". Там же сформулирован один из фундаментальных принципов физики - принцип относительности. Галилей использовал наглядный и образный метод изложения. Он писал, что находясь "в помещении под палубой корабля" и проводя опыты и наблюдения над всем, что там происходит, нельзя определить, покоится ли корабль, или же он движется "без толчков", то есть равномерно и прямолинейно.
***
При этом подчеркивались два положения, составляющие суть принципа относительности:
1). движение относительно: по отношению к наблюдателю "в помещении под палубой" и к тому, кто смотрит с берега, движение выглядит по-разному;
2). физические законы, управляющие движением тел в этом помещении, не зависят от того, как движется корабль (если только это движение равномерно).
Иначе говоря, никакие опыты в "закрытой кабине" не позволяют определить, покоится кабина или движется равномерно и прямолинейно.Таким образом, Галилей сделал вывод, что механическое движение относительно, а законы, которые его определяют, абсолютны, то есть безотносительны. Эти положения коренным образом отличались от общепринятых в то время представлений Аристотеля о существовании "абсолютного покоя" и "абсолютного движения".
***
Принцип относительности Галилея органически вошел в созданную И. Ньютоном классическую механику. Ее основу составляют три "аксиомы" - три знаменитых закона Ньютона.
***
Уже первый из них, гласящий:
"Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не принуждается приложенными силами изменить это состояние",
говорит об относительности движения и одновременно указывает на существование систем отсчета (они были названы инерциальными), в которых тела, не испытывающие внешних воздействий, движутся "по инерции", не ускоряясь и не замедляясь.
Именно такие инерциальные системы имеются ввиду и при формулировке двух остальных законов Ньютона.
При переходе из одной инерциальной системы в другую меняются многие величины, характеризующие движение тел, например, их скорости или формы траектории движения, но законы движения, то есть соотношения, связывающие эти величины, остаются постоянными.
***
Чтобы описывать механические движения, то есть изменение положения тел в пространстве, Ньютон четко сформулировал представления о пространстве и времени. Пространство мыслилось как некий "фон", на котором развертывается движение материальных точек. Их положение можно определять, например, с помощью
декартовых координат x, у, z, зависящих от времени t.
При переходе из одной инерциальной системы отсчета К в другую К', движущуюся по отношению к первой вдоль оси x со скоростью v, координаты преобразуются:
x' = x - vt, y' = у, z' = z,
а время остается неизменным: t' = t..
Таким образом принимается, что время абсолютно. Эти формулы получили название преобразований Галилея. По Ньютону, пространство выступает как некая координатная сетка, на которую не влияет материя и ее движение. Время в такой "геометрической" картине мира как бы отсчитывается некими абсолютными часами, ход которых ничто не может ни ускорить, ни замедлить.
***
Принцип относительности Галилея более трехсот лет жил и здравствовал, но относился он только к привычной нашим ощущениям механике. Какие счастливые были у кроманьонов тогда времена! Правда, уже и тогда всю эту красивую механику несколько подпарчивали некие абстрактные умопостроения, не дающие покоя тем кроманьонам, которые эти умопостроения и выдумывали … Как и сейчас это происходит с некоторыми здесь нашими неугомонными посетителями. … :)
….Продолжу…
------------------------------------------------------------------------------------------------
Изменено:
Петр Тайгер - 09.10.2008 15:19:40