Ветер, за подробный пост - спасибо. И он красивый, понравился. А вот с содержанием, я, если честно, не совсем разобрался.
Я просил:
[QUOTE]Костя пишет:
Расскажите хотя бы в двух словах, в общих чертах, для чего эта вещь в нашем быту используется[/QUOTE]
Вы рассказываете:
[QUOTE]BETEP IIEPEMEH пишет:
Жил да был мальчик Эдвард по фамилии Лоренц.... [/QUOTE]
Как я понял, это тот Лоренц, из фильма, который:
[I]«Может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?»[/I]
Ну, все понятно, еще и из фильма, - в 70-хх термин «эффект бабочки» появился в мире науки.
И что?
Об этом эффекте веками знала обычная жизнь, еще задолго до облечения его в словесную «бабочка»-форму.
Китайская ветхая мудрость «одна снежинка может согнуть лист бамбука». Снежинка рождается далеко от бамбука, далеко и по расстоянию и по времени, снежинка крохотная по сравнению с листом. И что? Какой прок от этого знания?
Тема со всех сторон столетиями обсасывалась, книги, фильмы. «Господин Никто / Mr. Nobody (2009)» посмотрите, там толково разжевано.
Какое отношение это имеет к обсуждаемой теме? На сколько % хотя бы теория хаоса (её формула) повысила точность предсказаний погоды? Каким боком это увязать с задекларированным [I]«...но каким-то удивительным образом триллионы этих обычных атомов объединяются, превращаясь в думающее, дышащее, живое человеческое существо. Самый занимательный вопрос, который нас интересует - каким же образом чудеса мироздания возникают из таких простых составляющих? Можно подумать, что ответ находится за пределами научного знания. Но это не так. Впервые, я думаю, наука обошла религию и философию, в смелости решения таких фундаментальных вопросов.»... [/I]?
Что я ни как вычитать этот самой ответ на «каким образом объединяются» не могу. Где он, этот образ? Можно для меня Вам ткнуть в него пальчиком? Где эта самая дорога, по которой «смелая наука обошла религию и философию»? Покажите мне её, пожалуйста. (В свете обсуждаемого вопроса пока склоняюсь к выводу, что дорога эта только в головах математиков, и нам, простым смертным, во век её не узреть)
Я без претензий, просто искренне пытаюсь понять. Но пока - безуспешно.
Вы такой хороший посыл разговору сделали:
[QUOTE]BETEP IIEPEMEH пишет:
Давайте лучше задачу Лоренца рассмотрим...[/QUOTE]
Как я понял, мы рассматриваем эту задачу:
[QUOTE]BETEP IIEPEMEH пишет:
Так в чем же состоит сама задача? Вот есть воздух. Он прозрачен для тепла, поэтому от лучей Солнца нагревается не сам воздух, а поверхность Земли. Сам же воздух нагревается уже от нее. Что происходит дальше с этим теплом? Ну, мы знаем, что чем выше - тем холоднее. То есть тепло от поверхности Земли (которая для воздуха служит источником тепла) будет как-то передаваться вверх, от теплого к холодному. Как? Качественно было понятно, что при малой разнице температур "вверху и внизу" передача тепла будет осуществляться за счет обычной теплопроводности, и сам воздух будет оставаться неподвижным. Но по мере роста разницы температур теплопроводность будет переставать справляться со своей задачей, из-за чего внизу станет скапливаться менее плотный горячий воздух, а вверху - более плотный холодный. Очевидно, такое состояние является неустойчивым и должно в какой-то момент привести к опрокидыванию системы, т.е. перемешиванию слоев воздуха. Именно это все и хотел аналитически описать наш, теперь уже дядя, Эдвард. [/QUOTE]
Да, в целом понятно, типа линейно, потом бац! момент - и опрокидывание, он, Лоренц, аналитически описал это опрокидывание. Хорошо. Молодец.
Вот только ни как я не пойму, при чем тут хаос. Где тут в воздушных потоках больше хаоса, где его меньше? влияет ли на этот воздушный хаос земное притяжение? тогда отличается ли земной хаос о космического хаоса порожденного в невесомости? Формулка-то одна или разные формулки будут?
Что он, Лоренц, собственно описал? Объект-то природы какой? Можем мы дальше, на основе этого описания объекта, прогнозировать (рассчитывать, вычислять) поведение самого объекта в будущем?
Кстати, в процессе написания поста наконец-то руки дошли почитать о [URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%F5%E0%EE%F1%E0]теории хаоса[/URL] по версии вики.
Вот что от туда можно выдернуть полезного к разговору:
[I]Применение
Теория хаоса применяется во многих научных дисциплинах: математика, биология, информатика, экономика, инженерия, финансы, философия, физика, политика, психология и робототехника. В лаборатории хаотическое поведение можно наблюдать в разных системах, например электрические схемы, лазеры, химические реакции, динамика жидкостей и магнитно-механических устройств. В природе хаотическое поведение наблюдается в движении спутников солнечной системы, эволюции магнитного поля астрономических тел, приросте населения в экологии, динамике потенциалов в нейронах и молекулярных колебаниях. Есть сомнения о существовании динамики хаоса в тектонике плит и в экономике.
Одно из самых успешных применений теории хаоса было в экологии, когда динамические системы похожие на модель Рикер использовались, чтобы показать зависимость прироста населения от его плотности. В настоящее время теория хаоса также применяется в медицине при изучении эпилепсии для предсказаний приступов, учитывая первоначальное состояние организма. Похожая область физики, названная квантовой теорией хаоса, исследует связь между хаосом и квантовой механикой. Недавно появилась новая область, названная хаосом относительности, чтобы описать системы, которые развиваются по законам общей теории относительности.[/I]
Ветер, может проще будет, если Вы сами выберете ОДНО ПРИМЕНЕНИЕ теор.хаоса (ну, не знаю, робототехника там, или прирос населения, что хотите, сами выберите) и расскажете именно о нем, ясно, просто и с наглядными примерами (фактами) из реальной жизни.
А то как-то совсем я скис. Как-то вся эта теория хаоса стала мне напоминать теорию надувания мыльного пузыря. Я просто совсем потерялся в поиске её хоть какой-никакой прикладной полезности.
И, уж простите меня, что я на Вас накинулся, по типу «Ветер отвечает за теорию хаоса». Понимаю, что Вы не специализируетесь в этой области науки. Но уж так получилось, что «[B]все ученые равны, но [/B](для меня, в моих глазах) [B]ученый Ветер - равнее[/B]», хоть что-то можете объяснить по существу.