Основная проблема российской науки заключается в том, что у государства отсутствуют сколь-либо внятные долгосрочные планы развития страны. А те, что есть, примерно соответствуют уровню известной песни Шнура. Делает ли государство что-либо для того, чтобы ситуацию в нашей науке и наукоёмкой промышленности изменить? Несомненно, делает. Но именно из-за отсутствия внятного плана шаг вперёд в одном месте успешно компенсируется двумя шагами назад в другом. Пример, когда государство выделяет хорошие деньги на тот или иной проект, но которые практически невозможно на этот проект тратить из-за забюрократизированности всего и вся - это уже давно не шутка, а классика.
Есть вещи, понимание которых очень тяжело даётся людям без высшего технического или естественно-научного образования. На днях обсуждали ситуацию с нашим российским процессором "Эльбрус". С одной стороны он действительно наш по архитектуре и изготовлению. И пусть он не дотягивает пока до Интела - это всё равно значимое достижение, потому что стран, которые могут выпустить свой процессор, не так уж и много. С другой стороны, если начинать копать глубже, то оказывается, что и прототипирование, и изготовление "Эльбруса" происходят вовсе не на нашем оборудовании. Вот сейчас в связи с санкциями прикроет "Альтера" поставки соответствующих плисов - и привет. Сразу это не скажется, но сроки дальнейшего развития линейки процессоров будут сорваны.
Образование. Надо ли рассказывать, что наше образование настолько деградировало, что дешевле построить пару коллайдеров и медведя на Луну послать, чем в наших ВУЗах наладить выпуск адекватных кадров. Когда ко мне приходит на практику студент из какого-нибудь томского политеха соответствующего профиля, который очень хочет заниматься наукой, но не имеет ни малейшего представления о программировании - это, в общем-то, почти привычно. Но что мне делать, когда такие приходят с физфака МГУ? Опять же, есть отдельные успехи и в образовании. Но пока они погоды не делают.
Вот, тут Владимир говорит, надо работать. Надо, конечно. Но работа без внятного распределения обязанностей и координации усилий, как правило, малоэффективна или и вовсе оборачивается мартышкиным трудом. Я не знаю, какой у него и у других участников обсуждения опыт взаимодействия с государством в рамках передовых научно-технических программ. Но исходя из своего, могу сказать, что представления об успешности Вашей работы у чиновников, представляющих государство, и у Вас могут отличаться очень сильно. Когда я читаю про уголовные дела на космодроме "Восточный" и в других подобных проектах, я сильно подозреваю, что на самом деле ситуация там была не совсем такой или совсем даже не такой, как это сейчас представляют. Запросто могло быть, что проект изначально был не реализуем за предполагаемые сроки и деньги.
Кто-то может сказать: не уверен - не берись. Пусть за дело возьмутся те, кто уверен в своих силах. Так-то оно, конечно, так... Но, как поётся в песне "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков". Мне за последние 5 лет дважды предлагали возглавить научный проект стоимостью около 100 миллионов нерублей. Конечно я отказался. В первый раз после 2 месяцев размышлений и зондирования ситуации по разным каналам, во-второй - практически сразу и без колебаний. И многие мои старшие, более опытные коллеги тоже отказались. Не потому, что у нас знаний и опыта недостаточно. А потому, что устанавливаемые свыше цели и сроки не соответствуют ресурсам, финансовым и кадровым. А, как пошутил на одной из встреч представитель прокуратуры (встречи такие проводятся регулярно), на основных лиц проектов такого масштаба уголовные дела заводятся автоматически сразу после вступления в должность и выделения финансирования. Сейчас, кстати, руководителем того проекта числится старичок, не имеющий гражданства РФ и с которого взятки будут гладки через несколько лет.
Что со всем этим делать? Жить. А жить можно по-разному. Хотите - стреляйтесь, хотите - игнорируйте. Хотите - проклинайте власть и устраивайте революцию. Хотите - наоборот сплачивайтесь теснее вокруг партии и правительства. Хотите - работайте без оглядки на результат. Хотите - уезжайте в Америку, Африку, Австралию. Хотите - уходите из науки сами и не пускайте туда детей и внуков. Или наоборот направляйте их туда, усматривая там колоссальный потенциал. Но как человек, который хочет быть честным с самим собой, не сказать вам всё, сказанное выше, я не мог.