[QUOTE]Парадокс предметности, или «содержательный парадокс вакуума» (как разновидность семантического парадокса Ришара).
Предметность дается и рассматривается не иначе как в ее чтойности, наличии и структурности. Даже хаотические состояния типологизируются по основанию их возможных структур. Отрицание предметности есть полное ничто, вакуум, отсутствие, бесструктурность. Единственно, как можно типологизировать вакуум и что-то сказать о нем, так это только указать на способ его появления или указать на его границы. С другой стороны, вакуум есть нечто, о чем говорят, то есть что-то, а не ничто. Понятие вакуума является известным предметом философской рефлексии. Сюда можно отнести и знаменитое «бытие есть, небытия нет», а также паскалевские медитации по поводу пустоты. Однако, понятие вакуума редко формулируется в явном виде как парадокс, хотя парадоксальность этого понятия вроде бы налицо. Формулировка парадоксальности этого понятия (а значит, и важности его для философии), является дополнительным аргументом в пользу моего общего утверждения о том, что основным предметом философии, вопреки известному «скандалу предметности» в ней, является парадокс как таковой. Я утверждаю, что как только некая предметная область перестает быть парадоксальной, она становится предметом отдельного научного знания. Спецификация философа – заостренность на парадоксах и фундаментальных проблемах, ими порождаемых. Что же касается предмета как такового, то философия, таким образом, скорее имеет дело с проблемой предметности как таковой, а значит, с проблемой наличия, ибо парадокс ставит под сомнение наличие любой предметности, в которой он обнаруживается. Сам этот парадокс в предметном плане представляет собой нечто, подобное тому, что читают об отношении «объекта» и «не-объекта» в рамках appendix-курса по логике на Философском факультете МГУ.
[/QUOTE]