Вот ещё один ответ на вопрос Муханкина : Чтобы осуществлять разумные (т.е. с предсказуемыми результатами) действия людям нужны знания об окружающем мире или гипотезы?
[B]Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка[/B]
Так как любой особи на земле(имеется в виду высшие животные и человек обладающие " ориентировочными реакциями") ещё до конца неизвестно ,что произойдёт в следующий момент с текущими условиями среды: все животные на земле вынуждены пользоваться эвристико-интуитивными предположениями, догадками или гипотезами .
После опробования предполагаемого гипотетического варианта поведения в новых условиях , - особь приобретает жизненный опыт (позитивный -"хорошо" ; негативный - "плохо" )
В дальнейшем согласно этому опыту действия особи будут притормаживаться в схожих ситуациях("плохо"),или поощряться ("хорошо")
Но то,что было "хорошо" в одной ситуации будет противоположно в другой(несколько изменившиеся условия среды например действия ночью и действия днём) - "плохо"
Поэтому любые действия особи всегда осуществляются в гипотетическом контексте действий.
Единственный способ мышления это пользоваться не только готовыми шаблонами -образцами мышления(по Муханкину "знания") (так как повторяю -среда изменчива) а способ мышления , интуитивно- эвристический на основе гипотетических предположений ,догадок , прогноза.
Физиологические механизмы прогноза:
В физиологическом плане представление об опережающем возбуждении И.П.Павлов описал как состояние [B]"предупредительной деятельности", т.е. постоянное стремление высоко специализированных организмов к развитию ими будущих приспособительных актов. Это означает, что организм должен подготовить себя по сигналу к предстоящим, последовательно развивающимся событиям для того, чтобы их можно было результативно осуществлять.[/B]
П.К.Анохин развил эту точку зрения и представил ее в форме теории "опережающего возбуждения".
Ни один организм не мог бы противостоять воздействиям окружающей среды, если бы он не имел возможности реагировать по принципу опережающего возбуждения, т.е. создавать для себя такие приспособительные реакции, которые были бы ему необходимы для поддержания взаимоотношения со средой в каждый следующий момент установления такого отношения. Ученик не смог бы показать своих знаний, если бы он не обладал опережающим возбуждением, не "пробежал" бы мысленно то, о чем ему предстоит рассказать. Учитель никогда не сумел бы объяснять ученикам последовательно и доступно сущность изучаемого вопроса, если каждый раз он не пользовался бы опережающим процессом возбуждения.
Специальные исследования показали, что сразу после начала работы, когда легочная вентиляция уже возросла, а гуморальные вещества еще не достигли дыхательного центра, ведущим фактором регуляции выступают многочисленные нервные механизмы влияний, включая и корковые.
Первая фаза условнорефлекторного увеличения легочной вентиляции-наиболее ярко выражена в случае выполнения привычной, уже знакомой по тяжести работы, т.е. в условиях сформированного рабочего динамического стереотипа. [B]Это достигается, как известно, в результате тренировки, формирования функциональных систем, использующих опережающее возбуждение, основанное на прошлом опыте[/B]. Подтверждением этому служат наблюдения над людьми в начале непривычной для них работы.
В.А.Макаров
На основе жизненного опыта ,личных знаний готовится опережающее возбуждение,которое всегда будет в виде гипотетического предположения.
В темной комнате сделаем первый шаг очень осторожно.Затем на основе уверенного предположения,проверенного опытом : -будем двигаться по комнате без особых затруднений. Так осуществляется "слепое зрение" на основе выстраиваемых гипотетических предположений,которые в свою очередь отталкиваются от личных знаний .
[B]ЗНАНИЕ - ГИПОТЕЗА - ДЕЙСТВИЕ.[/B]
Однако П.К.Анохин настойчиво искал ответ на вопрос, по каким признакам организм определяет окончание компенсации или приспособительное значение любого поведенческого акта. Как организм исправляет ошибки поведенческой деятельности? Ответ дали опыты, проводившиеся по оригинальной методике, сущность которой состояла в том, что производилась внезапная подмена безусловного подкрепления у животного с устойчиво выработанным условным рефлексом. Внезапная подмена вызывала у животного бурную ориентировочную реакцию и даже временный отказ от пищи. [B]Возникшую реакцию "рассогласования" можно было объяснить только тем, что задолго до того, как животное получит подкрепление, все "качества подкрепляющего фактора со всеми характерными для него параметрами предсказаны мозгом раньше, чем появится само подкрепление". Так была открыта очень важная закономерность в работе головного мозга: способность предсказывать основные афферентные черты будущего результата действия, т.е. подкрепления.[/B] Вначале этот аппарат получил название "заготовленное возбуждение" (1933), затем "опережающее возбуждение", позже "акцептор действия" и, наконец, - "акцептор результата действия" (1955).
В науке так же отталкиваемся от хорошо известного и проверенного эмпирически : - делая минимальную гипотетическую экстраполяцию в сторону непознанного - гипотезы.
Гипотеза как интуитивная догадка пока ещё [B]мистически[/B] всплывает в мозге иногда бывает как бы "из неоткуда"
Теперь гипотезу предстоит проверить в эксперименте ,заменить гипотезу на другую :в случае конфликта с проверенными фактами.