[QUOTE]Владимир пишет:
Есть момент зрительной памяти, когда в экстренных случаях за время просмотра запоминается весь текст книги, что позволяло в нужный момент видеть перед глазами любую страницу и читать находящийся там текст.[/QUOTE]
Обычно мозг , просеивает поступающие сведения и гасит менее важное для организма.
При сильном стрессе или при интоксикации организма - иногда есть возможность перекрыть канал ассоциативных зон мозга. Это позволяет заработать по новому самые древние отделы мозга.
Появляется возможность на какое то время опуститься до уровня древних предков - человекообразных гоминид.
Как то здесь в теме приводил пример , который возможно здесь недооценили.
"
Собачья радость"
Стивен Д., 22 лет, студент-медик, наркоман (кокаин, PCP, амфетамины).
Однажды ночью - яркий сон: он - собака в бесконечно богатом, "говорящем" мире запахов. ("Счастливый дух воды... отважный запах камня"). Проснувшись, обнаруживает себя именно в этом мире ("Словно все вокруг раньше было черно-белым - и вдруг стало цветным").
У него и в самом деле обострилось цветное зрение ("Десятки оттенков коричневого там, где раньше был один. Мои книги в кожаных переплетах - каждая стала своего особого цвета, не спутаешь, а ведь были все одинаковые"). Усилилось также образное восприятие и зрительная память ("Никогда не умел рисовать, ничего не мог представить в уме. Теперь - словно волшебный фонарь в голове. Воображаемый объект проецирую на бумагу как на экран и просто обрисовываю контуры. Вдруг научился делать точные анатомические рисунки"). Но главное - запахи, которые изменили весь мир ("Мне снилось, что я собака, - обонятельный сон, - и я проснулся в пахучем, душистом мире. Все другие чувства, пусть обостренные, ничто перед чутьем"). Он дрожал, почти высунув язык; в нем проснулось странное чувство возвращения в полузабытый, давно оставленный мир.
- Я забежал в парфюмерную лавку, - продолжал он свой рассказ. - Никогда раньше запахов не различал, а тут мгновенно узнавал все. Каждый из них уникален, в каждом - свой характер, своя история, целая вселенная.
Оказалось, что он чуял всех своих знакомых: - В клинике я обнюхивал все по-собачьи, и стоило потянуть носом воздух, как я не глядя узнавал два десятка пациентов, находившихся в помещении. У каждого - своя обонятельная физиономия, свое составленное из запахов лицо, гораздо более живое, волнующее, дурманящее, чем обычные видимые лица.
Ему удавалось, как собаке, учуять даже эмоции - страх, удовлетворение, сексуальное возбуждение... Всякая улица, всякий магазин обладали своим ароматом - по запахам он мог вслепую безошибочно ориентироваться в Нью-Йорке.
Его постоянно тянуло все трогать и обнюхивать ("Только наощупь и на нюх вещи по-настоящему реальны"), но на людях приходилось сдерживаться.
Эротические запахи кружили ему голову, но не более, чем все остальные - например, ароматы еды. Обонятельное наслаждение было так же остро, как и отвращение, однако не в удовольствиях было дело. Он открывал новую эстетику, новую систему ценностей, новый смысл.
- Это был мир бесконечной конкретности, мир непосредственно данного, - продолжал он. - Я с головой погружался в океан реальности.
Он всегда ценил в себе интеллект и был склонен к умозрительным рассуждениям - теперь же любая мысль и категория казались ему слишком вычурными и надуманными по сравнению с неотразимой непосредственностью ощущений.
Через три недели все внезапно прошло. Ушли запахи, все чувства вернулись к норме. Со смесью облегчения и горечи Стивен возвратился в старый невзрачный мир выцветших переживаний, умозрений, абстракций.
- Я опять такой, как раньше, - сказал он. - Это хорошо, конечно, но есть ощущение огромной утраты. Теперь понятно, чем мы жертвуем во имя цивилизации, от чего нужно отказаться, чтобы стать человеком. И все-таки это древнее, примитивное нам тоже необходимо.
С тех пор прошло шестнадцать лет. Студенческие годы, наркотики - все это в далеком прошлом. Ничего похожего на этот эпизод не повторилось. Д.
стал процветающим врачом-терапевтом, живет и работает в Нью-Йорке. Мы друзья и коллеги. Он ни о чем не жалеет, но иногда с тоской вспоминает о случившемся.
- Эти запахи, этот благоуханный край! - восклицает он. - Какие ароматы, какая могучая жизнь! Словно путешествие в другой мир, мир чистых восприятий, огромный, одушевленный, самодостаточный. Эх, если б только можно было время от времени пробираться туда и снова превращаться в собаку.
Это как раз пример путешествия в древний мир предков, когда была особенно развита обонятельная кора мозга .
В статье : [I]В целом обоняние собаки и человека функционирует по одной и той же схеме. Специальные рецепторы, находящиеся в глубине носовой полости, улавливают молекулы различных веществ в воздухе и формируют запаховые ощущения, передавая их в мозг. Эти рецепторы образуют обонятельный эпителий, и у собак его площадь составляет 250-400 кв. см (для сравнения – у человека обычно около 7-10 кв. см) и состоит из 125-224 миллионов обонятельных клеток. При этом сам слой эпителия у наших питомцев в 15 раз толще, чем у нас. Каждая такая клетка имеет большое количество тонких ресничек, что во много раз увеличивает обонятельную способность. Все это обеспечивает высокую чувствительность к мельчайшим частичкам запаховых веществ, находящихся в воздухе[/I]
https://dogtricks.ru/stati-o-dressirovke/obonyanie-sobaki
Человеку не столько важно обоняние в отличии от собаки, и человек , может вообще обходится без данного органа чувств.
Но у человека неплохо сохранилась обонятельная кора или то , что от неё осталось после эволюционных преобразований.
Если в результате каких либо патологий ЦНС частично перекрыть доступ от обонятельных отделов в ассоциативные зоны мозга , которые фильтруют обонятельные сигналы : то может существенно повыситься обонятельная способность улавливать тончайшие запахи и раскладывать их на составляющие .
Этому ничего не препятствует. У собаки слой эпителия просто толще чем у человека.Но у человека сам обонятельный аппарат качественно не уступает собаке, а только количественно.
Человеку может быть доступно, хотя бы использовать свой слой эпителия в полной мере , на пределе.
Что и получилось со студентом наркоманом.
Тоже самое :
[I]Согласно новой гипотезе Аллана Снайдера и Джона Митчелла из Центра изучения разума при Австралийском национальном университете в Канберре, такими способностями обладает каждый из нас, и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезы считают, что способности, проявляющиеся у "идиотов-гениев", маскируются у обычных людей более высокими формами мышления. [B]Мы автоматически стараемся осмысливать факты и наблюдения, а "человек дождя" этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у него низшими, более простыми и эволюционно более древними отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их "заглушают" более высоко развитые отделы.[/B]
Снайдер и Митчелл сформулировали свою гипотезу, основываясь на многочисленных исследованиях таких феноменальных людей, особенно математически одаренных. Современные установки для позитронной и ядерно-резонансной томографии позволяют видеть, как работают отделы мозга, как обрабатывается информация от органов чувств, прежде чем человек получает какие-либо впечатления и реагирует на них своими мыслями и концепциями.
Например, между тем моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированное хрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходит около четверти секунды. За это время разные специализированные участки мозга, работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение, положение и так далее. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс, который передается в высшие отделы мозга, а те осмысливают увиденное. В норме мы не осознаем этот процесс. И хорошо, иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых в отдельности не имеет особого смысла.[B] "У нормального человека, - говорит Снайдер, - мозг воспринимает каждую мельчайшую деталь картины[/B], но обрабатывает все зарегистрированное и вычеркивает большую часть информации, оставляя общее впечатление от увиденного, общую осознанную концепцию, которая и необходима для разумного реагирования на поток информации извне". У "гениальных идиотов" такое редактирование не происходит, так что они воспринимают все окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.[/I]
Переход на более древний, низкий уровень работы мозга - в этом секрет необычного раскрытия сверхспособностей.
Поэтому неудивительно , что есть возможность перелистав страницы книги , тут же запоминать текст.
Понятно , что здесь нужно экстраординарное событие , которое нарушит привычный ритм ЦНС.
Иногда усилием воли в результате стресса можно послать к мышце мощнейший импульс и нетренированный человек поднимает груз, который не осилит супертяжеловес в пауэрлифтинге .
Изменено:
Макрофаг - 17.11.2018 23:08:18