[QUOTE]Лилия Шаройко пишет:
Во времена Лема эти процессы распределенного управления системами и создания с их помощью суммы вектора направления развития системы были вероятно новыми очень вкусными идеями. Возможно они были сформулированы в самом общем виде и их примеряли ко всему подряд. В искусстве такое ассоциативное мышление оправдано. Лем был врач изначально и он на книге не писал научная работа. Он писал фантастический роман. [/QUOTE]
"Научная работа" не писал. Но послужил примером для сильных спекуляций, которые маскируются под науку.
Но и сама фантастика маскируется под науку .
Например известный [I]кинофильм Альфреда Хичкока, снятый в 1963 году по мотивам одноимённого рассказа Дафны Дюморье. В жанровом отношении сочетает элементы фантастического триллера, апокалиптического фильма-катастрофы
[/I] https://ru.wikipedia.org/wiki/Птицы_(фильм,_1963) [URL=http://radikal.ru/big/9w0l1o8b0p2ys][IMG]http://s019.radikal.ru/i631/1711/38/b9540db6ba08.jpg[/IMG][/URL]
Казалось бы фантастический , даже сказочный сюжет:[I] Вечером Мелани и Бреннеры забаррикадировали окна в доме, успев защититься от налетов птиц, с размаху ударявшихся о стены и двери. Когда на время наступает затишье, Мелани, услышав какие-то звуки на чердаке, поднимается туда, чтобы узнать, в чём дело. Там полным-полно птиц, которые набрасываются на неё. Тогда Митч приходит ей на помощь. Воспользовавшись очередной передышкой, Митч предлагает всем покинуть дом. Они выходят на крыльцо. Пространство между домом и гаражом и дальше, куда хватает глаз, заполнено сотнями птиц. [/I]
Зрители и режиссёр ищут в фильме [B]свои смыслы[/B] В этом на ваше замечание " Люди действительно не равны." Возможно люди не равны между собой но не в смысле церебрального сортинга , а субъективизации ощущений - перед лицом объективной реальности.
Например : [I] Робин Вуд, в своей книге «Фильмы Хичкока» разбирает различные варианты интерпретации фильма. Он отметает версии экологическую (птицы мстят людям за зло, которое те им причинили) и эсхатологическую (божественное возмездие за грехи людей) по той причине, что в фильме подчёркивается безадресность нападений, ибо птицы нападают на всех подряд, в том числе на маленьких детей. По мнению исследователя, путём введения в фильм фантастического элемента Хичкок стремится продемонстрировать «непрочность, полнейшую бессмысленность» человеческой жизни:[/I]
Далее : [I]Славой Жижек в своей работе «Киногид извращенца» приводит психоаналитическое объяснение: нападения птиц олицетворяют вытесненные кровосмесительные желания матери Митча, её безотчётную тревогу, вызванную вторжением в размеренную жизнь её дома самоуверенной девушки, опасение того, что она заберёт у неё сына.[/I]
Ещё : [I] Критик из журнала «Тайм» писал: «Мастер, творя по своим незамысловатым принципам нагнетания ужаса и страха, стал претендовать на новый взгляд, который едва ли можно назвать Nouvelle Vague»
[/I]
Сам Хичкок, позаимствовал сюжет у Дафна Дюморье , [I]которая увидела пашущего человека, в то время как чайки били, кружили и пикировали над ним. Дюморье развила идею этих птиц, они становятся враждебными и нападают на людей. Подразумевается, что Восточный Ветер, связанный с нападением птиц, — возможная ссылка на угрозу коммунизма и холодной войны, в которую США и Великобритания были втянуты в 1950-х и 1960-х годах.
[/I]
Фантастический сюжет на самом деле вполне реальный и имеет место быть.Так фантастика , мимикрирует под науку
Глутаминовая кислота GIU- главный возбуждающий медиатор ЦНС.(ок 40% всех нейронов)проведение основных потоков информации,сенсорные сигналы ,двигательные команды, память.
Нормальная деятельность ЦНС обеспечивается тонким балансом Glu и ГАМК.
Нарушение этого баланса (как правило, в сторону уменьшения торможения) негативно влияет на многие нервные процессы – вплоть до возникновения мощных локальных очагов возбуждения, что ведёт к развитию эпилептических припадков.
Введение Glu непосредственно в мозг (в желудочки) вызывает возбуждение ЦНС и судороги.
Сходные эффекты наблюдаются при отравлении агонистамиGlu, часть из которых является токсинами растений. Пример: домоевая кислота; вырабатывается некоторыми одноклеточными водорослями; токсин накапливается в телах животных, поедающих фитопланктон (двустворчатые моллюски, некоторые рыбы) и способен отравлять птиц,
млекопитающих, человека.Смертельные случаи: западное
побережье Канады; "бешенство" птиц в Калифорнии (Дюморье, Хичкок).
Домоевая кислота : [I] Массовое отравление моллюсками, содержавшими домоевую кислоту, которое произошло на острове Принца Эдуарда (Канада) в 1987 году, позволило хорошо изучить эти проявления. Обычно это головные боли, нарушения координации движений и зрения, а также потеря кратковременной памяти. У пожилых людей и у страдающих почечной недостаточностью отравление домоевой кислотой протекает еще тяжелее: с дезориентацией, мутизмом, который может длиться до 2-х недель и нарушениями работы автономной нервной системы, которые выражаются в нестабильности артериального давления и сердечной аритмии. Для наиболее тяжелых отравлений характерны мышечные спазмы, судороги и кома. Кроме того, домоевая кислота способна вызывать необратимые повреждения нервной системы, результатом которых может стать эпилепсия или другие отклонения. Некоторые исследования свидетельствуют, что даже в малых концентрациях (0,1 мг/кг массы тела) этот фикотоксин способен вызывать поражения почек.[/I]
Домоевая кислота - малоизученная , но уже описываемая фантастами причём адекватно реальности - хотя и в художественном оформлении.
Яды и токсины давно применяются в лечении различных заболеваний.Мощнейший агонист глутомата - лекарство будущего , обязательно найдёт применение в медицине.
К фантастике необходимо относиться более серьёзнее чем как к развлекательной литературе .
Вера, в то , что сказка становится былью превратилась в стереотип где срывается грань между настоящим и вымышленным .
Закончу ссылкой на статью :
Михаил Денисов, Виктор Милитарев: "Русскоязычная фантастика как теневой духовный лидер"
[I]В настоящее время фантастика стала значительным явлением общественной жизни. Она увела массы читателей от литературы всех жанров и направлений: и от классической литературы, и от авангардной, и от развлекательной. Ею увлекаются и самые простые люди, и принадлежащие к элите общества. И она их не просто увлекает, но и всерьез влияет на них - мировоззренчески, морально и даже политически. С каждым годом фантастика втягивает в свою орбиту все более широкий круг авторов, причем авторов, достаточно квалифицированных изначально и очень быстро вписывающихся в сообщество. Она одновременно образовала более-менее замкнутую субкультуру и стала мощным средством воздействия на общество в целом.[/I] http://www.ctvr.ru/critique/2003/8/11/2760.html