[QUOTE]Максим Чуприн пишет:
А что вы понимаете под логическим мышлением? Вот на примере сахарного диабета можете разложить по полочкам? Как я должен исследовать и лечить больного опираясь на логическое мышление. И что мне для этого нужно?[/QUOTE]
Логическое мышление - способность + умение моделировать (отражать) в сознании окружающую нас действительность с помощью понятий и закономерностей в той степени, которая позволяет выбрать оптимальный путь преобразования этой действительности на практике в соответствии с поставленными задачами.
Сравните с тем, что написано о логике в Википедии: по сути это одно и то же. Правда, авторы Википедии, похоже, аппаратом логического мышления никогда не пользовались, поэтому определение у них получилось многословным и бесцельным.
«Логика (др.-греч. λογική — «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Логика служит одним из инструментов почти любой науки.»
Очевидно, что умение логически мыслить требует владения конкретными методиками. В меру отпущенных мне способностей я сознательно использую в своей научной работе индукцию, дедукцию, диалектику, принцип Оккама, и могу обучить ими пользоваться в рамках биологии и медицины.
Что касается вопросов по сахарному диабету, то в этой путанице Вам необходимо разобраться более подробно.
Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы Вы усвоили известную всем специалистам незамысловатую истину: «Для каждого дела требуется свой инструмент». Поэтому полноценность логического мышления, как и любого другого инструмента, будет лежать только в границах его адекватного использования. Например, использование королевской печати исключительно для колки орехов лишает обладателя этим инструментом управления государством полностью раскрыть её возможности.
Пациента, пришедшего с жалобами к врачу, нет нужды обследовать и лечить методами логического мышления: для этого предназначены методы обследования (опрос, осмотр, инструментальные и лабораторные исследования) и методы лечения (хирургические, терапевтические).
Вот постановка диагноза на основе данных обследования, действительно, - тот этап врачебной деятельности, где без логического метода дедукции не обойтись. Диагноз заболевания врач выводит умозрительным путём, как правило, с помощью дедукции. В исключительно редких случаях ставится диагноз ex juvantibus по итогам проведённого лечения.
Уясните, пожалуйста, следующее как можно точнее.
Медицина никогда не умела и даже в 21 веке НЕ УМЕЕТ ЛЕЧИТЬ сахарный диабет! Современный врач, назначая препараты больному, который страдает сахарным диабетом, неважно каким - инсулинзависимым или инсулиннезависимым, преследует только одну цель – убрать основной симптом сахарного диабета, понизив уровень глюкозы в крови до среднестатистической нормы. Чтобы тупо выписать рецепт для симптоматического (т.е. неэффективного) лечения сахарного диабета, логического мышления, разумеется, не нужно.
Вся нынешняя медицина, что отчётливо видно на примере с сахарным диабетом, вообще не интересуется болезнями человека, ориентируясь исключительно на выявление и подавление частных проявлений болезней – симптомов. Что такое "сахарный диабет", врачам неизвестно. Неизвестно врачам даже само понятие «болезнь» и судят они о состоянии пациента – «болен – здоров» - опять-таки по наличию или отсутствию симптомов.
Оттого что медики традиционно ориентированы не на решение проблемы болезней, а на частные проявления болезней, мы имеем ту медицину, которую имеем: она не гарантирует нам излечение от болезней и потому рядом с врачом пациент всегда находит шарлатана, готового за деньги пообещать вылечить всё, что угодно.
Медицина продолжает оставаться ремеслом, а врач – ремесленником в белом халате, который занимается ремонтом человеческого тела, как если бы организм был машиной.
Как же лечить именно сахарный диабет (а не его симптомы) и где применить для этого методы логического мышления?
Методы излечения сахарного диабета будут разработаны врачами (?) не раньше, чем будут получены знания о том, что такое «сахарный диабет» и почему он возникает.
Знания в форме понятий и закономерностей, как показывает опыт становления научно-технического прогресса, получаются в основном с помощью такого метода логического мышления, каким является диалектика.
Т.е. медицина станет наукой и начнёт разрабатывать эффективные методы лечения именно болезней (а не их симптомов), когда врачи освоят логическое мышления и сформулируют на основе исследовательских данных понятия разных болезней и причины их возникновения.
В своей научной работе я использовал методы логического мышления только для формулировки понятий «старение живого организма», «здоровье-болезнь», «смерть», «здоровый образ жизни» и вывода причин старения, смерти, рака. Сахарным диабетом я напрямую не занимался, но сахарный диабет 2-го типа и причину его возникновения достаточно просто обсудить в рамках процесса старения, что позволяет наметить путь решения этой медицинской проблемы на практике.
Допускаю, что, освоив логику научного мышления, по окончании медВУЗа Вы сами сможете создать проект решения проблемы сахарного диабета на практике, и, может быть, даже сумеете сами его реализовать.