№09 сентябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Элемент не найден!

Александр
Солнце влияет на погоду Земли. Однако насколько данное влияние является определяющим? Насколько погода Земли зависит от циклов солнечной активности? Есть ли здесь прямая зависимость: если Солнце "холоднее", то и климат земли "холодеет", или всё-таки внутренние факторы нашей планеты (океан, "парниковый эффект" и пр.) нивелируют погодные колебания, связанные с активностью Солнца?

Кузнецов Владимир Дмитриевич
Солнце является определяющим источником энергии на Земле. Эта энергия поступает в виде излучения. Так называемая солнечная постоянная – количество солнечной энергии на орбите Земли в единицу времени на единицу площади (1365 Вт/м2) мало меняется с солнечным циклом (около 0,1%), так что от года к году Земля получает примерно одинаковое количество солнечной энергии. В течение года изменения этой величины составляет примерно 7%, что связано с тем, что орбита вращения Земли вокруг Солнца не круговая, а слегка эллиптическая, и величина получаемой Землей лучистой энергии от Солнца меняется с расстоянием от Солнца.

Механизм перерабатывания солнечной лучистой энергии атмосферой Земли является ключевым в понимании того, как Солнце влияет на атмосферные процессы, к которым относится и погода. И это влияние не является прямым и простым. Погода – это текущее состояние нижней атмосферы Земли, формируемое в основном взаимодействием воздушных масс океан-суша. Не следует путать погоду и климат, который определяется большими временными масштабами (десятки лет). Так как же Солнце влияет на погоду?

В результате многолетних исследований складывается следующая картина. Магнитное поле Солнца модулируется солнечным циклом – в максимуме цикла поле сильное, в минимуме слабое, от цикла к циклу величина максимума цикла (число солнечных пятен) также изменяется, как и длительность самого цикла. Земля находится внутри магнитосферы Солнца, и значение поля Солнца влияет на отклонение галактических космических лучей (ГКЛ), и соответственно на их проникновение внутрь магнитосферы Солнца, в том числе и на Землю. Установлено, что интенсивность ГКЛ является фактором, влияющим на облакообразование. Чем больше интенсивность ГКЛ, т.е. чем меньше магнитное поле Солнца (слабее солнечный цикл), тем больше образуется облаков. Облака влияют на альбедо – отражение солнечного излучения от Земли, на нагрев океана и суши. Разные облака, высокие и низкие, по-разному влияют на поглощение и отражение солнечного излучения, и здесь возможны разные сценарии для альбедо – уменьшение и увеличение. В описанной схеме солнечная активность выступает в роли модулятора атмосферных процессов, которые имеют определенный временной сдвиг по отношению к происходящим на Солнце процессам.

Александр Киев
Здравствуйте! А и в самом деле, зачем, и для чего Вы тратите деньги граждан на исследование Солнца? И какая практическая польза от исследований Солнца, например, для сельского хозяйства? Можно ли создать панику на основе наблюдений планетарного маштаба?

Кузнецов Владимир Дмитриевич
Как принято говорить, человек изучает Солнце испокон веков, т.е. с появлением человека, и все мы знаем, что без Солнца невозможна жизнь на Земле. В изучении Солнца выделяют два аспекта – астрофизический или фундаментальный, который связан с тем, что Солнце – это типичная звезда, каких много во Вселенной, но только Солнце мы может изучать не как точечный объект, а детально наблюдая его поверхность, т.е. изучение Солнца дает нам представление, какие процессы могут происходить на далеких звездах и какие конкретные формы могут приобретать происходящие на звездах явления и процессы.

Второй аспект изучения Солнца связан с его влиянием на Землю. Здесь наряду с научными задачами солнечно-земной физики много практических аспектов. Влияние Солнца и его активности на Землю, на деятельность человека на Земле и в космосе с технологическим развитием цивилизации становится все более ощутимым. Состояние околоземного космического пространства, которое характеризуется сегодня как космическая погода, полностью определяется солнечной активностью, и многие современные технологии и сферы человеческой деятельности подвержены серьезному ее воздействию. Здесь, для краткости, можно перечислить следующее: аномальное торможение и изменение орбит низкоорбитальных спутников в периоды магнитных возмущений, обусловленных солнечной активностью; нарушение и выход из строя оборудования спутников, ухудшение точности навигационных сигналов ГЛОНАСС и GPS в периоды геомагнитных возмущений; возрастание радиационной опасности для космонавтов и нарушение радиосвязи в периоды солнечных вспышек. На Земле возникают нарушения в работе протяженных линий электропередач, электроники железнодорожного транспорта, трубопроводов и т.д. по причине возникновения в них геомагнитно-индуцированных токов, и т.д. и т.п. Все это требует контроля состояния прогноза активности Солнца, дабы избежать негативных последствий.

Теперь о сельском хозяйстве. Давно была замечена корреляция урожайности с уровнем солнечной активности. Цепочка этих связей не простая, до сих пор исследователи работают над расшифровкой тех закономерностей, которые лежат в ее основе. Знания о солнечной активности и правильной прогноз ее на будущее является ключевым фактором в оценке того, что можно ожидать на Земле. Здесь достигнут определенный прогресс, но пока он недостаточен, и многие прогнозы не оправдываются, а значит, возникают определенные ущербы и потери. Чтобы их избежать и нужно изучать Солнце и его влияние на Землю.

В марте 1989 года в Канаде, в провинции Квебек была ситуация, которую можно отнести к панической. Солнечная вспышка на Солнце вызвала на Земле магнитную бурю, которая парализовала всю энергосистему провинции, включая столицу Канады Оттаву. Наведенные магнитной бурей геомагнитно-индуцированные токи вызвали перегрузки в энергосети, отключились защитные реле, перегорели трансформаторы, на 9 часов было отключено электричество, перегорел силовой трансформатор на атомном заводе, остановись непрерываемые производства (конвейеры, металлоплавительные заводы и т.д.), ущерб составил около 2 млрд.долларов. После такого события Солнце было взято еще под более жесткий контроль, и целая серия космических аппаратов разных космических агентств непрерывно следит за состоянием Солнца.

Трофимов Алексей
Уважаемый Владимир Дмитриевич! Поясните пожалуйста, что это за программа "Интергелиозонд"?

Кузнецов Владимир Дмитриевич
Космический проект «Интергелиозонд» разрабатывается для изучения внутренней гелиосферы (околосолнечного пространства) и Солнца с близких расстояний. В этом проекте космический аппарат (КА) с комплексом научной аппаратуры, которая будет наблюдать Солнце и проводить измерения параметров солнечного ветра в месте нахождения КА, должен сближаться с Солнцем за счет многократных гравитационных маневров у Венеры.

Такие маневры возможны, так как периоды вращения КА и Венеры вокруг Солнца соизмеримы (2:3). Это позволяет сэкономить топливо и уменьшить время перелета в окрестности Солнца (до расстояний 30-40 радиусов Солнца, расстояние от Земли до Солнца 207 солнечных радиусов), куда попасть не так просто, так как нужно сбросить большой момент количества движения, связанный с вращением Земли вокруг Солнца.

Гелиоцентрическая орбита «Интергелиозонда» вблизи Солнца позволит наблюдать его поверхность с высоким пространственным разрешением, и измерить параметры солнечного ветра вблизи Солнца. Это позволит лучше понять природу активных явлений на Солнце, механизмы нагрева солнечной короны и ускорения солнечного ветра и т.д.. Возможно будет наблюдать невидимую с Земли сторону Солнца, наблюдать идущие в направлении Земли солнечные выбросы и т.д.

В основном варианте проекта космический аппарат должен иметь тепловой защитный экран для предохранения научной аппаратуры и систем КА от перегрева вблизи Солнца, что является сложной технологической задачей. Во втором варианте гравитационные маневры у Венеры используются не для сближения аппарата с Солнцем, а для наклонения плоскости орбиты КА к плоскости эклиптики, что позволит впервые наблюдать Солнце из внеэклиптического положения (Земля и все планеты находятся в плоскости эклиптики) и увидеть, как выглядит Солнце сверху, если смотреть с полюсов. Окончательный вариант миссии будет определен по результатам проработки всех технических вопросов реализации проекта.

array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given