Найденный в Шотландии скелет мог принадлежать королю викингов

Археологи предполагают, что кости взрослого норманна, обнаруженные в 2005 году, могут быть останками Олафа Гутфритссона, короля государств викингов в Дублине и в Йорвике (современный Йорк).

Скелет, который был обнаружен при раскопках в Восточном Лотиане (область в Шотландии), мог принадлежать Олафу Гутфритссону, королю государств викингов в Дублине и в Йорвике (современный Йорк), или человеку из его окружения.

Части черепа, которые могут принадлежать Олафу Гутфритссону. Фото Historic Scotland.
Серебряный пенни Олафа Гутфритссона. 939-941 гг. Фото Британского музея. http://www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_objects/cm/s/anlaf_guthfrithsson_penny.aspx

В захоронении взрослого мужчины, найденном в 2005 году, находилось большое количество предметов, указывающих на его высокий социальный статус. Судя по находкам, погребённый имел какое-то отношение к королевскому дому скандинавско-ирландской династии Уи Имар, которая примерно с 917 года до середины X века контролировала всё побережье Ирландского моря.

Олаф Гутфритссон разорил окрестности Олдема и Тамуорта (Восточный Лотиан) незадолго до своей смерти в 941 году. То, что погребение находится в этом же регионе, высокий социальный статус погребённого и его возраст, позволили археологам и историкам предположить, что им удалось обнаружить останки самого короля или его приближённого.

Поскольку исследователям неизвестны ныне живущие потомки Олафа Гутфритссона, то анализ ДНК не поможет установить личность погребённого. Археологи могут опираться только на косвенные свидетельства, а идентификация останков Олафа Гутфритссона остаётся под вопросом. Материалы захоронения и предположения о личности погребённого будут опубликованы отдельной книгой в следующем году.

Олаф Гутфритссон – сын короля Дублина и Йорвика Гутфрита I. Последнего в 927 изгнал из Йорка англо-саксонский король Этельстан. В 934 году Гатфрит I умирает, и Олаф Гутфритссон становится королём Дублина. В 937 голу он берёт в жёны дочь Константина II, шотландского короля. Результатом этого брака становится союз против Этельстана. К Гутфритссону и его тестю Константину II в этом союзе присоединяется Эоган I, король Страклайда.

Войска трёх королей, состоявшие из викингов, шотландцев и валлийцев, взяли Йорк и двинулись на юг. В 937 году войска «союзников» встретились при Брананбурге с армией англосаксов, которую возглавляли король Этельстан и его брат Эдмунд. Битва была кровопролитной, в ней погибли 5 шотландских «королей» (местных правителей»), 7 скандинавских ярлов (высший титул у норманнов), два кузена короля Этельстана и англо-саксонский епископ. Войско скандинавов, шотландцев и валлийцев было, в основном, пешим, между тем англосаксы активно использовали кавалерию. Это и решило исход битвы – войско Олафа Гутфринссона, Константина II и Эогана I были полностью разбиты. Олаф с небольшим отрядом смог бежать через море в Ирландию.

В 939 году, после смерти Этельстана, Олаф Гутфринссон снова вторгается в северную Англию. Его войска берут Йорк, безуспешно осаждают Нортгемптон и грабят окрестности Тамуорта. Около Лестера войска Олафа встречаются с армией Эдмунда I, короля Англии (брат Этельстана, участник битвы при Брананбурге). Однако, благодаря посредничеству Кентерберийского и Йоркского архиепископов, королям удалось заключить мир. По договору к Олафу перешли земли к северу от Мёрсии. В 941 году, как уже отмечалось, король викингов снова грабит окрестности Тинингема и вскоре после этого умирает.

Идентификация останков королей – определённая тенденция в современной британской археологии. Так, осенью 2012 года на автостоянке в Лестере были обнаружены останки взрослого мужчины. В 2013 году археологи и историки объявили, что эти останки принадлежат королю Ричарду III (1452–1485), последнему представителю династии Йорков, правившему в конце войны Алой и Белой роз.

Погребение было датировано радиоуглеродным методом. Из «лестерских» останков извлекли ДНК и сравнили её с ДНК потомков сестры Ричарда III, Энн. Открытие вызвало большой общественный и научный резонанс, его называли одним из главных археологических событий последних десятилетий. Возник даже судебный спор о том, где должны покоиться останки Ричарда III – в Лестере или в Йорке. Между тем некоторые историки и археологи высказывали сомнения в идентификации останков. По их мнению, останки могли принадлежать кому-то из родственников короля.

В начале 2014 года группа исследователей из Университета Уинчестера заявила, что кости, обнаруженные им при раскопках в аббатстве Хайд, могут быть останками первого короля Англии – Альфреда Великого (840–899 гг.). Однако прямых доказательств археологи не предоставили. У них есть косвенные исторические свидетельства о том, что король был перезахоронен на территории аббатства, радиоуглеродный анализ показал близкую к его смерти дату, возраст скелета близок возрасту, в котором умер король. При этом сами исследователи отмечают, что останки могли принадлежать и сыновьям Альфреда. Однако останки из Хайда плохо сохранились, а их анализ ДНК не может решить проблему, поскольку живые потомки Альфреда Великого неизвестны.

По материалам Historic Scotland.