№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Что стоит за легендой о войне скифов с рабами?

Сообщение Геродота о войне кочевников–скифов с собственными рабами может свидетельствовать об их столкновении с земледельцами–синдами. При этом сам конфликт, вероятно, имеет более глубокие корни, восходящие к концу бронзового века.

Сообщения древних писателей о войне скифов с собственными рабами может быть отражением их конфликта с синдами – народом, который в античное время жил в южной части Таманского полуострова. Так считает научный сотрудник Анапского археологического музея, кандидат исторических наук Андрей Михайлович Новичихин. Статья исследователя, посвященная предыстории скифо-синдских отношений, опубликована в журнале «Вестник древней истории». 

Изображение всадника на бронзовом поясе из Тлийского могильника. Рисунок из статьи: Ильинская В.А. Изображения скифов времени переднеазиатских походов // Древности степной Скифии. – К, 1982. – С. 38–47.
Синды на карте Восточного Причерноморья и Кавказа в V–IV вв. до н.э. Изображение Abu Zarr / Wikimedia Commons на основе карты из книги: Всемирная история. Том 2. Энциклопедия в 10-ти томах. / Ред. Белявский А., Лазаревич Л., Монгайт А. – М., 1956.
Схема расположения древних оборонительных валов на Керченском полуострове по А.А. Масленникову.

Сюжет о войне скифов с рабами (или их сыновьями) известен из сообщений Геродота, Помпея Трога и Полиена. Вкратце этот сюжет выглядит следующим образом. Когда скифы находились в продолжительном походе в Азию, их жёны, думая, что мужья погибли, вступили в связь с рабами. Вернувшись, скифы обнаружили, что им противостоит войско рабов (по версии Геродота – потомков рабов), которые не хотели возвращения хозяев. Рабы отгородились от скифов рвом, сооружённым «от Таврских гор до Меотийского озера» (то есть от Крымских гор до Азовского моря). Скифам не удалось победить своих бывших рабов в открытом бою, и тогда один из них сказал: «Теперь, мне кажется, нужно отбросить копья и луки, и, взяв каждый по конскому кнуту, подойти к ним. Пока они видели нас с оружием в руках, они считали себя подобными нам и равного с нами происхождения. Когда же они увидят у нас кнуты вместо оружия, они поймут, что они наши рабы, и, признав это, не устоят». Так и произошло.

А.М. Новичихин сопоставил этот сюжет с сообщениями других авторов – Аммиана Марцеллина и Валерия Флакка. Первый из них писал, что синды известны «только тем, что после несчастий, постигших их господ в Азии, они овладели их женами и имуществом». Валерий Флакк сообщал, что синды «ещё ныне» боятся «ударов бичей вследствие преступления предков». По мнению исследователя, связь двух рассказов с сообщением Геродота очевидна.

  Современные историки полагают, что война скифов с рабами имела место в начале VI века до н.э. Между тем сам сюжет, считает А.М. Новичихин, мог возникнуть и раньше, в предскифскую эпоху. Исследователь связывает рассказ Геродота с изображением, выгравированном на поясе из Тлийского могильника. Неизвестный торевт (гравёр) изобразил всадника, который держит в руке кнут. К узде его лошади привязана человеческая голова. «Причем голова эта безбородая, но сам всадник бородат», – отмечает А.М. Новичихин. Он предполагает, что это может означать победу старшего поколения над младшим. Исследователь также считает, что всадник одержал победу над своим противником с помощью плети, без оружия – так как лук, изображённый здесь же, не вытащен из горита.  

О датировке погребения, из которого происходит пояс, единого мнения нет. Разные исследователи относят его или ко второй половине X века до н.э. или к середине – третьей четверти VII века до н.э. В любом случае погребение было совершено раньше, чем состоялось «возвращение» скифов из похода в Азию. И если между рассказом Геродота и изображением на поясе из Тлийского могильника действительно есть связь, то она должна свидетельствовать о более раннем появлении «легенды о скифских рабах».

А.М. Новичихин не исключает, что эта «легенда» может восходить к конфликту конца бронзового века. Именно в это время (XIV–XII вв. до н.э.) на территории Керченского полуострова появляются первые земляные оборонительные сооружения – Тиритакский и, возможно, Ак-Монайский вал. Последний перегораживает Керченский полуостров от Азовского до Чёрного моря и находится недалеко от Крымских гор, что соответствует сообщению Геродота.

Судя по керамическим сосудам из погребений эпохи поздней бронзы, примерно тогда же (XIII–XII вв. до н.э.) в Прикубанье, проникают носители срубной культуры. Вероятно, группа носителей срубной культуры попала на территорию будущей Синдики через Крым и Керченский пролив. Видимо, это проникновение кочевников встретило отпор местного земледельческого населения. Судя по сюжету о скифских рабах, это сопротивление потерпело неудачу.

Позже, уже в скифское время, ситуация в регионе повторилось: кочевники-скифы столкнулись с земледельцами-синдами. Последние при этом могли выступать в союзе с греческими городами-колониями на Керченском полуострове. Вместе они частично восстанавливают оборонительные валы, насыпанные ещё в бронзовом веке. Новый конфликт, видимо, возродил старый сюжет о войне рабов и их хозяев.

 По материалам: Новичихин А.М. К предыстории скифо-синдских отношений// Вестник древней истории. – № 2. – 2014. – С. 98-108.

Рис.3 Схема расположения древних оборонительных валов на Керченском полуострове по А.А. Масленникову.
1. – сохранившиеся участки;
2. – предполагаемая трасса.
I. – Ак-Монайский вал;
II. Узунларский вал;
III. Тиритакский вал;
IV. Акташский вал;
V. Чокракский вал;
VI. Элькенский вал.

Изображение из книги: Масленников А.А. Древние земляные погранично-оборонительные сооружения Восточного Крыма. – Тула, 2003.

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее