№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Камни Стонхенджа умели «петь»?

Некоторые камни Стонхенджа, если по ним ударить, издают звук, похожий на колокольный. Возможно, именно поэтому их привозили из отдалённых мест.

Исследователи из Королевского колледжа искусств (Лондон) обнаружили, что некоторые из камней Стонхенджа обладают необычными акустическими свойствами. Когда по камням ударяют, они производят громкий и звонкий звук. Возможно, говорят исследователи, это объясняет, почему именно эти камни были выбраны и доставлены из места, отдалённого от Стонхенджа на почти 200 километров.

Археологи исследуют акустические свойства камней Стонхенджа. Фото Charla Devereux / Time and Mind.
Камень 45 (на переднем плане, в горизонтальном положении). Несмотря на то, что камень лежит и частично заглублён в землю, он имеет хорошие акустические свойства. Фото Paul Devereux, Jon Wozencroft / Time and Mind.
На этих камнях сохранились следы ударов. Такие же есть и на некоторых других. Фото Paul Devereux, Jon Wozencroft / Time and Mind.

Может быть, Стонхендж на самом деле был «металлофоном» каменного века? Исследованию этого вопроса посвящена статья Пола Деверо и Джона Воценкрофта, опубликованная в журнале Time and Mind: The Journal of Archaeology, Consciousness and Culture.

Уже давно известно, что многие из камней Стонхенджа были доставлены из Пресели Хиллз (Preseli Hills), в Западном Уэльсе, но никто не мог сказать, почему. «Камни есть везде. Вам не нужно перевозить их за 160 миль», – отметил Пол Деверо.

Идея о том, что камни были использованы для музицирования – или, по крайней мере для создания звуков – пришла к исследователям во время поездки в Пресели, целью которой был поиск древних звуков. Авторы статьи искали способ избавить своих студентов от зависимости от цифрового материала. Исследователи хотели показать студентам то, что некогда воспринимали глаза и уши жителей каменного века.

Пол Деверо и Джон Воценкрофт обнаружили, что в некоторых районах Пресели встречаются диабазы или долериты, серые или чёрные интрузивные породы, вулканического происхождения. Когда по таким камням ударяли, они производили звук, похожий на тот, который издаёт колокол. Такие же камни использовались при возведении Стонхенджа. В июле 2013 года исследователи получили разрешение исследовать акустические свойства некоторых камней сооружения.

Поскольку камни Стонхенджа вкопаны в землю, а некоторые укреплены бетоном при реставрации, ожидания исследователей не были высокими. «Должно быть некоторое воздушное пространство вокруг них [камней], для резонанса», – пояснил Пол Деверо. Тем не менее несколько камней отчётливые звуки, похожие на звук колокола. Некоторые из них, возможно, имеют следы ударов.

Исследователи не настаивают на том, что все камни Стонхенджа в первую очередь были « звенящими» , но некоторые из них обладают такими свойствами.

Хотя Пол Деверо и Джон Воценкрофт могут быть первыми, кто предположил, что Стоунхендж был построен для «музицирования», они не первые среди тех, кто заметил «звон» камней из Пресели. Так, соседний город назван Maenclochog, что означает «звенящие камни». Некоторые местные церкви использовали камни вместо колоколов до начала XVIII века.

«Звенящие» камни находили далеко за пределами Уэльса: в Швеции, Китае, Австралии, США и других странах. В древних обществах, как считается, такие камни могли наделяться мистическими или целительными свойствами. Китайцы верили, что камни, которые они называли «звонкими», содержали жизненную силу, известную как ци. Известны изображения времён неолита на «звенящих» камнях из Индии. Они также используются в некоторых ритуалах индейцев.

Археологические и этнографические параллели наталкивают на мысль о том, что «поющие» камни Стоунхенджа могли быть связаны с ритуалами. Возможно, как ранее предполагал Тимоти Дарвилл (Timothy Darvill), археолог из Университета Борнмута, Стоунхендж был местом исцеления.

Версий о причинах «пения» камней, почти столько же, сколько и теорий о назначении Стоунхенджа. Однако ответить на вопрос о том, почему некоторые камни издают звуки, немного проще.

«Они не полые, как люди склонны думать», – рассказала Майя Хультман (Maja Hultman), археолог из Университета Упсалы, автор недавно вышедшего исследования об акустических свойствах камней Швеции. Звон также не появляется из-за вмятин на камнях, вмятины являются следствием ударов. «Есть очень много  «звенящих»  камней, у которых нет видимых изменений, сделанных человеком», – отметила археолог.

Доктор Лоуренс Л. Мэлинконико (Lawrence L. Malinconico), геолог из Колледжа Лафайета в Пенсильвании, объясняет феномен комбинации состава и плотности. В Пенсильвании, как и в Уэльсе, также встречаются диабазы. Эта горная порода богата железом и магнием и почти 200 миллионов лет находится под землёй до того, как оказывается на поверхности земли. В результате камень достаточно плотный, чтобы издавать высокие звуки при ударе.

Пол Деверо признаёт, что теория о «музыкальных» свойствах камней Стоунхенджа, не может окончательно решить вопрос о первоначальном назначении сооружения. Тем не менее, исследователь надеется, что его работа подтолкнёт археологов к изучению того, что слышали древние, а не только того, что они видели и делали.

«Все очень долго смотрели немое кино каменного века. И только сейчас мы пытаемся восстановить саундтрек», – заключил Пол Деверо.

По материалам: The New York Times, Time and Mind: The Journal of Archaeology, Consciousness and Culture

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее