№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Запах пота может дарить радость

Мы можем почувствовать положительные эмоции другого человека по запаху его пота, необязательно отдавая себе в этом отчёт.

В запахе пота приятного мало, особенно, если пахнет от другого человека, однако, если он чему-то радуется, его радость отчасти может передаться и нам – именно через его запах. Об этом пишут в своей статье в Psychological Science психологи из Утрехтского университета. В первой части их эксперимента участвовали чуть более десятка мужчин-европейцев, некурящих, не принимающих никаких медикаментов и не страдающих от психических расстройств. На период исследования им было запрещено употреблять спиртное, заниматься сексом, есть пищу с сильным запахом и слишком активно заниматься физическими упражнениями – чтобы минимизировать влияние посторонних запахов.

Чужой запах может подарить вам радость, даже если вы этого и не заметите. (Фото Didier Robcis / Corbis.)

Сам же опыт проходил так: человек с чистым телом и в чистой одежде зажимал в подмышке абсорбент, который впитывал его пот, и садился смотреть видеоролик. Видео должно было вызвать в нём определённые эмоции, например, страх или радость, или же оставить равнодушным. Силу эмоций оценивали специальным способом: участника эксперимента сразу после просмотра видео просили посмотреть на китайские иероглифы и сказать, нравятся они ему или нет – так косвенным образом можно было определить, что он испытывает в глубине души.

Затем сорбент с запахом пота просили понюхать женщин, также без психических расстройств, без болезней дыхательной системы, и вообще здоровых. Образцы запахов – «страшный», «радостный» и нейтральный – давали понюхать с 5-минутным интервалом, одновременно снимая на видео выражение лица. Известно, что женщины по сравнению с мужчинами вообще обладают более острым обонянием и большей эмоциональной чувствительностью, так что вполне понятно, почему авторы работы для участия во второй части опыта пригласили именно их.

Хотя лица у людей непохожи одно на другое, эмоции заставляют работать у нас одни и те же мимические мышцы, и по напряжению тех или иных мышц можно понять, что человек почувствовал (пусть и это чувство и было совсем мимолётным). И, как уже, наверно, догадались наши читатели, мимическая реакция женщин соответствовала эмоциональному состоянию мужчин, чей запах оказался у них под носом. Если образец пота был взят у того, кто смотрел страшное видео, у женщин напрягалась лицевая мышца, связанная с негативными эмоциями, если же образец пота был взят у того, кто смотрел «видео счастья», то женщина начинала незаметно улыбаться. В исследовании применили двойной слепой метод, когда ни участники эксперимента, ни сами психологи не знают, от кого взят очередной образец запаха, так что в достоверности результатов можно не сомневаться.

Однако психологи делают важную оговорку: описание собственных эмоций у женщин расходилось с мимикой, и тест с китайскими иероглифами говорил о том же – что на явное осознание того, что они чувствуют, запах чужого пота не влиял. И всё же мимика была определённо эмоциональной. Значит, ароматический сигнал действовал на бессознательном уровне, и/или такие изменения в ощущениях настолько зыбки и невелики, что не могут быть переданы с помощью языка.

 Это не первая работа, посвящённая тому, как наши социальные отношения зависят от летучих химических сигналов, посылаемых телом. Ранее удалось показать, что отрицательные эмоции, вроде страха или отвращения, определённо оставляют в составе пота свой запаховый след, который может быть считан другим человеком. Возможно, что вообще любая перемена в нашем душевном состоянии так или иначе сказывается на запахе тела. Иными словами, когда мы, наконец, выходим из переполненного и душного автобуса, нам нужно винить в собственных растрёпанных чувствах не только очевидные физические неудобства, но и насыщенную эмоционально-ароматическую атмосферу, в которой нам пришлось некоторое время пребывать.  

По материалам Association for Psychological Science.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее