Десять видов, которые удивили мир в 2014 году
Паук-акробат, живородящая лягушка, «неоновый» моллюск и другие новые виды животных и растений, которые сумели удивить учёных в прошлом году.
Когда мы говорим, что существует более одного миллиона насекомых, или около 6 700 видов амфибий, или 10 560 видов птиц, то следует иметь в виду, что речь идёт только об известных видах, которые в буквальном смысле удалось подержать в руках. Полного реестра всего, что живёт на земле, до сих пор нет, и неизвестно, будет ли вообще – каждый год приносит тысячи новых видов живых существ из самых разных групп, от грибов до млекопитающих (об одноклеточных, о простейших мы уже и не говорим). Вот и в 2014 году биологам удалось описать 18 000 новых животных и растений. Среди них есть совершенно удивительные, и эксперты Международного института исследования видов опубликовали топ-10 – список существ, которые оказались самыми странными и неожиданными среди прочих (к слову, такой список они делают каждый год, начиная с 2008 г.). Разумеется, «странность» и «неожиданность» оцениваются по определённому критерию: мы не просто должно ахнуть, увидев очередную живую диковину – новый вид должен расширять наши представления о многообразии жизни.
В «соревнование» включаются не только ныне живущие, но и вымершие виды, и в нынешнем топе один такой есть – это динозавр Anzu wyliei. Родовое имя он получил в честь Анзу, птицеподобного божества из месопотамской мифологии. Как можно догадаться, A. wyliei сильно походил на птицу: у него был беззубый клюв, ходил он на задних лапах, которые были похожи на птичьи, а тело его, скорее всего, было покрыто перьями. Сходство с птицами усиливается тем, что, по словам палеонтологов, анзу не только устраивал для яиц гнездо, но и насиживал их. Правда, размеры его были вполне динозавровыми: длина тела – 3-3,5 м, высота в бедре – 1,5 м, вес – около 200-300 кг. Найденный в прошлом году на территории Северной Америки, он стал одним из самых крупных птицеподобных ящеров. Жил A. wyliei 66 миллионов лет назад (в позднем мелу) и был, следовательно, современником тираннозавра и трицератопса.
Переходим к другому виду – паразитическому растению Balanophora coralliformis, растущему только на Филиппинах и только на юго-западном склоне горы Минган, на высоте между 1 465 м и 1 735 м. Нашли его по странным клубням, которые растение выставляет на поверхность; внешним видом клубни напоминают кораллы, благодаря чему и появилось видовое название – coralliformis. B. coralliformis не в состоянии осуществлять фотосинтез, так что ей приходится брать питательные вещества из корней других растений. Удалось найти всего 50 экземпляров, так что новый вид сразу попал в категорию тех, которые находятся под угрозой исчезновения.
Паук Cebrennus rechenbergi, обитающий в песках западной Сахары, попал в топ-10 благодаря удивительному акробатическому способу передвижения – когда ему угрожает серьёзная опасность, он переходит с обычного бега на непрерывное сальто-мортале, кувыркаясь через голову (как это происходит, можно посмотреть здесь). Так он развивает скорость в 2 м/с – надо думать, паук, стремительно катящийся по африканским дюнам, выглядит довольно эффектно. Причём бежит он навстречу опасности. Объяснить такую стратегию можно тем, что в пустыне скрыться довольно трудно, так что лучше попробовать как-то напугать нападающего, в том числе и довольно необычным поведением. Другая его особенность: своеобразные норы в виде вертикальных трубок, которые C. rechenbergi строит из песка и паутины и в которых прячется и от хищников, и от сильного солнца. Любопытно, что ещё до того, как паук получил официальное имя, был сделан робот, копирующий его способ передвижения.
Существо с именем Dendrogramma enigmatica похоже на обычный гриб, только весьма небольшой: с ножкой всего 8 мм длиной и шляпкой шириной около 11 мм. В действительности же на конце «ножки» есть отверстие, совмещающее функции рта и ануса, а в «шляпке» находится разветвлённая система пищеварительных каналов. Обнаружили дендрограмму на побережье Австралии, но по сей день зоологи не могут понять, что именно они нашли. Ясно одно – это точно не гриб. D. enigmatica похожа одновременно на Стрекающих (к которым относятся медузы) и на Ктенофор, или Гребневиков, при том, что характерных признаков, уникальных для того или другого типа, у нового вида нет. Кроме того, он напоминает ещё и останки некоторых существ из докембрийского периода. Не исключено, что в результате в таксономическое дерево придётся вводить новый тип, а появления настолько крупного таксона – явление не слишком частое. В общем, осталось только ждать генетического анализа, чтобы D. enigmatica перестала быть enigmatica, то есть «загадочной».
Об осе Deuteragenia ossarium мы писали – для своих личинок она запасает пауков, которых вместе с яйцами складывает в нескольких отделах продолговатого гнезда, а чтобы защитить его от разграбления, оса устраивает на входе в гнездо специальную камеру, которую набивает мёртвыми муравьями. Благодаря такой жутковатой заботе о потомстве она и получила видовое название ossarium, от слова «оссуарий» (русский аналог – «костница»), которое обозначает место для хранения скелетированных останков. Известно, что муравьи после смерти пахнут довольно долго, и что их запах заставляет других муравьёв отволакивать умерших подальше от муравейника. В осиных оссуариях наиболее часто попадаются муравьи Pachycondyla astuta – обычный и в то же время довольно агрессивный вид, обитающий там же, где и оса. По-видимому, D. ossarium маскирует свои гнёзда под кладбища P. astuta.
Ещё один вид, попавший в топ благодаря особенностям размножения и заботы о потомстве – лягушка Limnonectes larvaepartus, которую нашли на острове Сулавеси. Её головастики созревают не в икре, а прямо в теле самки. Среди земноводных случаи живорождения крайне редки, так что новый вид вполне справедливо был отмечен как «расширяющий наши представления о многообразии жизни». На нижней челюсти L. larvaepartus есть клыкообразный вырост, который амфибии, вероятно, используют для защиты и нападения.
Палочник Phryganistria tamdaoensis, найденный в Национальном парке Там Дао во Вьетнаме, достигает в длину 9 см. Это не самый длинный из палочников, рекорд принадлежит виду Phobaeticus chani, который был открыт в 2008 году и длина которого вместе с вытянутыми ногами может составлять 56,7 см (без ног – 35,7 см). Однако 9-сантиметровый P. tamdaoensis показывает, что такие размеры в принципе не есть что-то исключительное, и что гигантских палочников может больше, чем пара-тройка видов. Самое странное, что ему довольно долго удавалось скрываться от внимания энтомологов, которые довольно часто посещают парк Там Дао. Впрочем, как известно, внешний облик и поведение палочников как раз и рассчитаны на то, чтобы делать их как можно более незаметными – они способны подолгу оставаться неподвижными, делаясь похожими на сучок или ветку.
Следующий вид в топ-10, напротив, как раз весьма и весьма заметен, и попал в список благодаря своей удивительной внешности. У побережья Японии живёт небольшой (длиной всего около 2-2,5 см) голожаберный моллюск Phyllodesmium acanthorhinum, обладающий роскошным «неоновым» рисунком. Голожаберные моллюски относятся к Брюхоногим, то есть являются родственниками улиток, однако раковин у них нет. Яркая окраска среди них вообще не редкость, но P. acanthorhinum всё-таки сумел всех удивить. С сугубо научной точки зрения он представляет интерес как промежуточное звено между теми видами голожаберных, которые питаются гидроидными полипами, и теми, которые питаются кораллами. Виды рода Phyllodesmium часто вступают в симбиоз с водорослями, которых они получают от съеденных кораллов – водоросли живут в кишечнике моллюска, обеспечивая его теми веществами, которые он не может получить из своей повседневной пищи.
История с растением Tillandsia religiosa похожа на анекдот. Растёт оно в гористых северных районах Мексики, где местные жители часто используют его как рождественское украшение. Его легко можно найти и в лиственных, и в хвойных, и во влажных горных лесах, на высоте 1 800 – 2 100 м. Незаметной тилландсию назвать нельзя: в высоту она достигает 1,5 м, наверху заканчиваясь ярко-розовой метёлкой. Её знают все, но никому не приходило в голову, что перед ним неизвестный науке вид. Похожая история, кстати говоря, произошла и с Viola lilliputana, растущей высоко в Андах. Образцы V. lilliputana впервые попали в руки ботаников ещё в 1960-е, но несколько десятилетий к растению просто никто внимательно не присматривался и не изучал. В результате V. lilliputana попала в десятку удивительных видов 2012 года – именно как вид, который долго ждал своего часа.
Замыкает список рыба Torquigener albomaculosus, обитающая у японских островов Амами. T. albomaculosus относится к иглобрюхим, то есть является родичем рыбы фугу, но замечательно в новом виде не это, а брачный ритуал самцов: они вертятся, кружатся и извиваются у самого дна, строя на песке своеобразное гнездо в виде небольшого кратера с двумя песчаными круговыми насыпями и множеством радиусов. Самка оценивает труды самца, и, если ей всё нравится, откладывает икру в центр гнезда. Объёмный же узор из линий и окружностей нужен не столько для красоты, сколько для того, чтобы защитить кладку от водяных течений. Впервые загадочные круги на дне обнаружили в 1995 году, в 2013 удалось выяснить, что он собой представляют, а статья, по всем правилам описывающая T. albomaculosus как новый вид, появилась только в январе 2015 года.
В заключение скажем, что, по оценкам биологов, на Земле обитают 12 млн видов животных и растений. На сегодняшний день известно только 2 млн, тогда как 10 млн ещё ждут первооткрывателей – очевидно, экспертам, выбирающим каждый год самые удивительные виды новые виды, предстоит ещё много работы.