Волнистые попугайчики заражают друг друга зевотой
Коллективная зевота попугайчиков может говорить об их способности к эмпатии.
Многие на своём опыте знают, какой заразительной может быть зевота: стоит в компании кому-нибудь зевнуть, и через минуту «эпидемия» охватывает всех вокруг. Однако феномен заразной зевоты можно наблюдать и у животных: у собак, некоторых линий лабораторных крыс и, разумеется, у приматов – у шимпанзе и гелад. Насчёт собак некоторое время были сомнения, но в позапрошлом году появилось исследование, авторы которого показали, что псы могут заражаться зевотой от собственных хозяев.
Но не только млекопитающие могут передавать зевоту друг другу. Эндрю Гэллап (Andrew Gallup ) и его коллеги из Университета штата Нью-Йорк в Онеонте пишут в своей статье в Animal Cognition, что то же самое можно наблюдать у волнистых попугайчиков. В природе они образуют стабильные пары, из которых складывается относительно крупная группа, или стая, члены которой постоянно общаются друг с другом. Те, кто наблюдал за ними, отмечали их склонность зевать друг за другом; теперь же решили проверить, так ли это, в специальном эксперименте.
Известно, что попугайчики любят «обезьянничать», то есть повторять то, что им показывают. Шестнадцать птиц рассадили по клеткам так, чтобы обзор из клеток можно было открывать и закрывать, то есть в одном случае птицы видели соседей, в другом – нет. По словам зоологов, в целом попугаи зевали в три раза чаще, если видели друг друга – очевидно, потому, что чужой зевок не проходил не замеченным, его подхватывали те, кто сидел рядом. Похожий результат получился, когда им показывали видеоролик с зевающими или не зевающими птицами: если попугаи видели чью-то зевоту, они сами начинали зевать в два раза чаще. Ни стресс, ни какие-либо тревожные факторы здесь замешаны не были, то есть имело место в чистом виде «заражение зеванием».
Считается, что зевота есть способ регуляции температуры головного мозга. Эту гипотезу проверяли и на животных (на крысах и на тех же волнистых попугайчиках), и на людях: во всех случаях зевота случалась тем чаще, чем выше была температура воздуха вокруг. Здесь, во-первых, повышается приток воздуха в гайморовы пазухи, во-вторых, зевок усиливает циркуляцию крови в голове за счёт работы челюстных мышц – и то, и другое охлаждает мозг.
Но именно заразительная зевота интересует исследователей не столько с физиологической точки зрения, сколько с психологической. Считается, что она отражает способность к эмпатии. Когда мы начинаем зевать не сами, а потому, что увидели зевающим другого человека, то мы как бы перенимаем его состояние, копируя его действия. Известно, что люди с нарушенной способностью к эмпатии (например, аутисты и маленькие дети), не зевают в ответ на чужую зевоту, хотя с обычной, не индуцированной зевотой у них все в порядке. Известно также, что заразительность зевоты у людей зависит от силы социальных связей: мы скорее зевнем в ответ на зевок близкого человека, чем чужака. Более того, заразительная зевота сопровождается активностью тех же зон мозга, которые включаются при эмпатическом сопереживании.
Поэтому в заразной зевоте у животных видят подтверждение гипотезы о том, что умение понимать чужое эмоциональное состояние возникло ещё до появления человека. Например, шимпанзе, как и люди, чаще зевают именно в ответ на зевок знакомой особи. Заразительность зевоты среди попугайчиков говорит о том, что и они могут психологически чувствовать друг друга, хотя у птиц это не единственная особенность поведения, указывающая на их способность к эмпатии.
По материалам Phys.org.