Вампиры делятся едой с товарищами
Щедрые рукокрылые вампиры могут в будущем рассчитывать на помощь своих друзей.
Как известно, вампиры существуют, только это не тысячелетние молодые люди с клыками и интересной бледностью, а летучие мыши подсемейства десмодовых. Их всего три вида, обитающих в Центральной и Южной Америке, и питаются они действительно кровью теплокровных животных, зверей и птиц. (На всякий случай заметим, что в названиях видов вампиров – Desmodus rotundus, Diaemus youngi и Diphylla ecaudata – слова «вампир», как видим, нет; в то же время есть другие рукокрылые из рода Vampyrum – они кровь совсем не пьют, их рацион состоит из мелких позвоночных, плодов и насекомых.)
Вампиры, как вообще летучие мыши, живут колониями, устраиваясь на ночлег вместе с товарищами. В 1984 году Джеральд Уилкинсон (Gerald S. Wilkinson) из Мэрилендского университета заметил у вампиров одну трогательную, но странную привычку: они кормили друг друга кровью (не своей, конечно, а чужой, выпитой на охоте), причём «кровавый обмен» происходил между особями, не связанными друг с другом никакими родственными связями. С одной стороны, это выглядело как чистейший альтруизм, с другой – некоторые скептики заметили, что те из летучих мышей, кто делился выпитой кровью, просто уступали назойливым домогательствам более голодных особей.
Спустя два года, однако, зоологам удалось доказать, что дело вовсе не в домогательствах: вампиры сами предлагают поделиться своей едой. Но получают ли они взамен какую-то выгоду? В новой статье, опубликованной в Proceedings of the Royal Society B, Джеральд Уилкинсон вместе с Джеральдом Картером (Gerald G. Carter) из Смитсоновского института исследований тропиков пишут, что те вампиры, которые делятся, получают вполне определённые социальные бонусы, расширяя круг друзей, которые в голодное время могут прийти им на помощь.
Исследователи работали с колонией обыкновенных вампиров Desmodus rotundus, сформированной особями из нескольких зоопарков, то есть в колонии, получается, были вампиры, которые давно знали друг друга, и те, которые увидели друг друга впервые в рамках эксперимента. Несколько лет все контакты между зверьками тщательно фиксировались: зоологов интересовало, кто с кем делился едой, и в каких отношениях находились «даритель» и «получатель». Часть вампиров периодически немного морили голодом, чтобы в колонии появились те, кого можно было бы накормить.
Летучие мыши вели себя по-разному: кто-то охотнее делился выпитой кровью, кто-то менее. Оказалось, что те, кто ранее охотно делился со всеми, могли рассчитывать на помощь в будущем: если щедрого вампира сажали на голодный паёк, то его в такой трудной ситуации подкармливали больше особей, чем того, кто раньше был скуп. Это выглядит настоящей басней из тех, что учат нас делать добро с прицелом на будущее – дескать, потом и тебе помогут – с той разницей, что тут у нас не басня, а настоящее научное исследование поведения животных.
Конечно, можно задаться вопросом, называть ли такое поведение альтруизмом, но тогда мы должны залезть в голову летучим мышам и выяснить, рассчитывают ли они на будущую выгоду, осознают ли пользу обширных социальных связей – словом, нам здесь нужно понять мотивацию вампиров, что (пока что) невозможно.
По материалам Phys.org.