Почему кошки привередливы в еде – 2

Чтобы котам и кошкам понравился корм, в нём должна быть правильная пропорция белков и жиров.

Любители кошек знают, как трудно угодить им с едой. Конечно, вряд ли коты и кошки специально испытывают терпение хозяев, просто их гастрономические пристрастия зависят от каких-то серьёзных и пока не вполне известных биологических факторов.

(Фото Chiemsee2016 / pixabay.com.)

Не так давно, например, мы писали о том, что кошки должны быть особенно чувствительны к горькому из-за обилия соответствующих вкусовых рецепторов. Отсюда следует, что они могут чувствовать такие примеси горечи, которые ни мы, ни, скажем, собаки ощущать не можем.

Авторы новой статьи, опубликованной в Royal Society Open Science, предлагают ещё два объяснения разборчивости в еде у кошек – это их неофобия, или неприязнь к новому, и неправильные пропорции белков и жиров в том корме, который мы им предлагаем.

Эдриан Ньюсон-Хьюз (Adrian Hewson-Hughes) и его коллеги из Сиднейского университета и Уолтемского центра питания домашних животных предлагали котам и кошкам несколько видов влажного корма с разными пропорциями белков и жиров и с разными запахами – кролика, рыбы и апельсина. Оказалось, что более всего животных тянет к корму, в котором соотношение жиры/белки равно 0,4 к 1. Что до запаха, то «апельсин», разумеется, шёл на последнем месте, сильно после «кролика» (второе место) и «рыбы» (первое место).

Во втором эксперименте исследователи попробовали развести питательность корма и его запах. Оказалось, что кошки, выбравшие апельсиновый запах и понявшие, что в нём содержится правильный баланс, продолжали и дальше есть «апельсин», несмотря на то, что им потом предлагали корм с запахом кролика и рыбы, в котором, однако, пропорции белков и жиров были уже другие. Но откуда взялось это соотношение 1 к 0,4?

Кошачьи эволюционировали как «сверхплотоядные» – в том смысле, что они питаются только мясом; в отличие от тех же псовых, которые, в общем-то, относительно всеядны. То есть такая пропорция наиболее соответствует натуральной диете кошачьих, когда половина энергии идёт от жиров, а половина – от белков (напомним, что жиры более энергоёмки, чем белки). И именно такая пропорция не даёт развиться ожирению у кошек.

Если у кошки в распоряжении есть что-то с нужной пропорцией питательных веществ (пусть оно и пахнет довольно странно), то зачем пробовать нечто другое, пусть и со вкусным запахом, в котором всё может быть неправильно и от чего можно заболеть? Так что животные стараются найти правильную еду и просто пренебрегают всем прочим.

Правда, кто-то может вспомнить кошек, которые едят совсем неправильную еду, с углеводами, с явно большим содержанием жира и т.д. На это исследователи отвечают, что пристрастие к такой пище у кошек – примерно то же, что пристрастие к чипсам, картофелю фри и прочим жареным жирам и углеводам у людей: мы ведь тоже вполне можем осознавать, что едим нездоровую пищу, но отказаться от неё не в состоянии. Кроме того, на вкусовые пристрастия животных могут влиять какие-то физиологические факторы, проявившиеся у конкретной кошки в конкретный момент. Что же до того, как именно кошачьи оценивают пропорции жиров и белков, то тут пока ничего определённого сказать нельзя.

Стоит также добавить, что кошачий корм далеко не всегда соответствует указанной белково-жировой норме. Дело тут не в злонамеренности производителей, а в том, что даже специалисты довольно долго придерживались иной точки зрения на то, каким должен быть правильный корм для кошек. Однако, вероятно, прежние представления тут стоило бы подкорректировать.

По материалам LiveScience.