Моллюски заражают раком друг друга
Злокачественные кровяные клетки путешествуют между моллюсками разных видов.
У животных, как и у людей, случаются злокачественные опухоли, и в некоторых случаях это совершенно особенные злокачественные опухоли – особенные потому, что заразные.
Давно известно, что лицевая опухоль тасманийского дьявола и трансмиссивная венерическая саркома собаки переходят с особи на особь, но только при непосредственном контакте. Ещё один, и гораздо менее известный пример заразного рака – лейкемия двустворчатых моллюсков. Сначала её обнаружили у Mya arenaria, или песчаной мии.
Считалось, что причиной болезни тут служит вирус – сами моллюски, сидя на месте, не очень-то могут непосредственно контактировать друг с другом – но, как выяснилось совсем недавно, никакой вирус тут не виноват: «инфекционным агентом» служат сами злокачественные клетки, переплывающие по воде от одного моллюска к другому.
Те же исследователи из Колумбийского университета, которые опубликовали в прошлом году статью про заразность лейкемии у песчаной мии, решили узнать, как обстоят дела с другими моллюсками.
На сей раз Стивен Гофф (Stephen Goff) с коллегами обнаружили, что злокачественные клетки есть и у двустворчатых Mytilus trossulus, собранных у побережья Британской Колумбии. Генетический анализ показал, что раковые клетки, взятые у трёх разных особей M. trossulus, генетически очень схожи, то есть произошли от одной и той же клетки-предка, но при том отличаются по генам от тканей моллюска-хозяина.
У другого вида, Cerastoderma edule, или съедобной сердцевидки, обитающей по всему побережью Европы, ситуация со злокачественными болезнями оказалась такой же: у C. edule удалось найти два разных рака, которые опять же были «чужими», то есть генетически отличались от хозяйских здоровых клеток.
Наконец, у ещё одного вида, Polititapes aureus, в крови плавали раковые клетки, принадлежавшие другому двустворчатому – живущему рядом Venerupis corrugata. Оба вида генетически близки друг другу, очевидно, потому клетки одного смогли устроиться в организме другого. Однако у самого V. corrugata никаких признаков лейкемии не было. (Напомним, что речь здесь везде идёт именно о кровяных злокачественных клетках.)
Общий вывод получается такой: двустворчатые моллюски не просто заражают друг друга злокачественными заболеваниями крови – эти заболевания путешествуют не только между особями одного и того же вида, но и могут перескакивать от одного вида к другому.
Полностью результаты исследований опубликованы в журнале Nature. В дальнейшем авторы работы собираются подробнее заняться физиологией и генетикой «инфекционных» раковых клеток у моллюсков, чтобы понять, как именно как именно происходит заражение. С одной стороны, можно предположить, что клетки просто оказываются в воде, распространяясь по всей популяции животных; с другой – возможно, что тут есть некий переносчик, что-то вроде промежуточного хозяина (как в случае малярии, человека и малярийного комара).
Интерес к «животным» злокачественным заболеваниям вполне понятен: сравнивая между собой разные виды рака, мы можем узнать, как эволюционировала болезнь, и обнаружить у неё какое-нибудь слабое место.
Тут стоит напомнить, что и человеческим опухолевым заболеваниям присуща некоторая заразность: злокачественная опухоль вполне может превратить соседние здоровые клетки в больные с помощью распространяемых ею молекулярных инструкций (о том, как это происходит, мы писали два года назад. Иными словами, пусть от человека к человеку рак и не передаётся, но вот от больной ткани к здоровой – вполне может быть.
По материалам The Scientist.