Как снимать Курилы
Цикл передач и полнометражный фильм о заповеднике «Курильский» выйдет на экраны до конца 2017 года.
Второй год подряд в заповеднике «Курильский» работает команда профессиональных операторов белорусской киностудии AVES – Игоря и Никиты Бышневых. В прошлом году журналисты отсняли семь сюжетов для передачи «Миллион вопросов о природе» телеканала «МИР». Планы этого года обширнее – продолжить снимать телесюжеты и начать работу над полнометражным документальным фильмом о Курильских островах.
О журавлиной верности, любопытных курильских медведях, «охоте» на махаона и многом другом в интервью пресс-службе заповедника рассказал художественный руководитель киностудии Игорь Бышнев.
– Расскажите, пожалуйста, о себе и о своей команде.
– Наша команда – объединение самых разных специалистов в области съёмки природы. Сейчас съёмочная группа состоит из трёх человек, это профессиональные операторы и фотографы: мы, Игорь и Никита Бышневы, и Дмитрий Якубович. Я съёмками природы занимаюсь всю жизнь; два года назад мы вместе с моей женой Натальей Тетеревской создали собственную киностудию AVES.
В этом году мы снимаем не только цикл передач для телерадиокомпании «Мир» для блока «Заповедная Россия», но и работаем над полнометражным документальным фильмом с рабочим названием «Курилы – жизнь на краю света». Все материалы должны быть готовы в 2017 году, так как это год 100-летия заповедной системы России.
– Вы на Кунашире во второй раз, чем экспедиция этого года отличается от прошлогодней?
– В прошлом году по погодным условиям пришлось 8 из 15 дней провести на Сахалине, и только неделю на Кунашире. Причем все время лил дождь и только один день был солнечным. В нынешнем году с погодой повезло, прилетели вовремя, было много солнечных дней, и удалось снять почти всё, что задумывалось. За остальным придется еще вернуться.
– Как вы готовились к экспедиции, все ли удалось предусмотреть?
– Этот год для нас экспедиционный – череда экспедиций одна за другой. К Курилам готовились отдельно, закупили специальную технику, позволяющую использовать ночной свет и выполнять замедленную видеосъёмку. Такая съёмка позволяет зрителям рассмотреть особенности поведения животных, движения растений, природных явлений (дождь, волны). В последней рабочей поездке в Апшеронский национальный парк (Азербайджан) несколько экшн-камер повредили лисята, шакал и ходулочник, пришлось срочно заниматься ремонтом оборудования уже перед поездкой на Дальний Восток.
– Что вам больше всего понравилось в заповеднике?
– Нас впечатлили многие места, но проблема в том, что из-за нехватки времени нам никуда не удаётся вернуться еще раз. Для нас Кунашир – яркая мозаика ландшафтов и встреч с животными и растениями. Кордон «Андреевский» стал для нас домом, туда мы приезжали в прошлом году и возвращались снова и снова, уже как домой. Нам много помогали сотрудники заповедника, они стали настоящими участниками съемок наряду с нашей съемочной группой.
– Происходили ли во время съемок какие-нибудь интересные или курьезные случаи?
– Никита экспериментируют со съёмкой животных с коптера. Обычно животные пугаются этого оборудования, но через некоторое время могут привыкнуть. Сейчас мы стараемся не подлетать сверху и напрямую к животным – тогда они начинают вести себя более естественно. Нам довелось увидеть танец японских журавлей, очень близко снять каланов и японских бакланов, занимающихся своими делами, а медведь даже попытался отогнать настойчивую белую «жужжалку». Всё это очень интересно.
– Расскажите про ваших «актеров»-животных, про особенности их съемки.
– Некоторые животные вели себя отчасти по-человечески. Так, на съёмках мечения японского журавля было очень трогательно наблюдать, как самец волнуется за самку. При этом он терпеливо насиживал яйца, пока его подруга не вернулась к гнезду.
Сложно было снимать и рыбных филинов. Мы не должны были быть для них сильно навязчивыми. Первоначально мы планировали прикрепить камеры к гнезду и снимать процесс кормления птенцов возле дупла. Это практически не беспокоило бы птиц, так как съёмки проводились бы дистанционно. Но птенцы выросли и покинули гнездо раньше, чем предполагалось. Взрослые филины не желали кормить их в сумерках, когда было хоть немного света для камер, чтобы снимать издалека, а только с наступлением полной темноты. И мы отказались от съёмок с подсветкой рядом с дуплом, чтобы не волновать их.
Ещё мы долго мечтали снять махаона Маака, но было прохладно, и бабочки встречались редко. В предпоследний день нашего пребывания на Кунашире светило яркое солнце, на склоне Тяти у кратера Отважный великолепный махаон долго дразнил нас, летая взад и вперёд над шлаковыми полями. Когда мы уже устали за ним гоняться, он присел на одной из полянок и позволил себя снять во всех ракурсах.
Очаровательные животные каланы. Мы мечтали их увидеть в дикой природе и снять на видео, и вот мечта сбылась. Целая группа каланов с малышами и влюбленная пара – все они войдут в новый фильм.
– Как рождаются ваши сюжеты?
– Сюжет придумывается до начала съёмок фильма, но уточняется на месте. Прежде чем приехать, мы изучаем природу места по литературе, списываемся с людьми, узнаем, кого и где можно встретить в это время.
– Сколько времени занимает подготовка одного сюжета, сколько человек над ним работает?
– В каждом случае по-разному. Для съёмок на Малой Курильской гряде было задействовано много людей, дорогостоящий морской транспорт, специально подбирались погодные условия. А, например, для съёмок большого пегого зимородка достаточно одного человека, хотя и очень терпеливого. В любом случае видеосъёмки занимают больше времени и средств, чем фотосъёмки, поэтому производство фильмов – дело затратное, сложное, требует высокого профессионализма и умения работы в команде.
– Планируете ли еще вернуться на Кунашир, посетить другие острова?
– Планируем. Большая отдельная история – Малая Курильская гряда. Мы были там всего 15 часов, и за это время убедились, что там есть что снимать и что смотреть. Участки заповедника на Малой гряде – отдельный мир, крошечные, но наполненные бурной жизнью островки в океане. Хотелось бы снять отдельные фильмы про японских журавлей и рыбных филинов, и про курильских медведей.
Для нас каждая особо охраняемая природная территория – не только природа, но и история места (в том числе геологическая, уходящая вглубь веков и тысячелетий), а ещё – культура и традиции людей, которые тут живут. В случае с Курилами хотелось бы включить в фильм сведения о народах, когда-то живших на островах, и о русских первооткрывателях этой земли.
– На каких заповедных территориях России вы еще мечтаете побывать?
– У нас еще запланированы съёмки в Астраханском заповеднике и на Кавказе. На следующий год очень хотелось бы снять другие особо охраняемые природные территории Сахалинской области, Приморья, север России – тундру и Арктику.
– В год столетия заповедной системы России что бы вы пожелали заповеднику «Курильский»?
– Курильские острова удивительны и притягательны для любителей природы. Хочется, чтобы они оставались такими как можно дольше. Но это возможно, лишь если люди научатся находить гармонию с окружающей их природой, потому что без природы человек существовать не сможет. Природа делает всё, чтобы сохранить себя, не надо только ей мешать. Поэтому мы желаем заповеднику «Курильский» и всем другим заповедникам и особо охраняемым природным территориям, чтобы у них было больше защитников и вообще любых людей, которые бы поддерживали и понимали важность их миссии в сохранении мира планеты Земля.
По материалам пресс-службы заповедника «Курильский».