№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Трепанация по-древнеамерикански

Хирурги Империи инков проводили трепанации черепа необычайно искусно – большинство их пациентов выживали даже после нескольких таких операций.

Череп с трепанационным отверстием. (Фото: Joy Vannelia Hughes / Flickr.com
Руины времен инкской цивилизации в городе Морай, Перу. (Фото: louise louise / Flickr.com

Трепанация черепа, когда в черепных костях делают отверстие, чтобы добраться до очага болезни, кажется нам очень сложной операцией, которую может выполнить только очень опытный хирург. Однако на самом деле трепанация черепа известна с глубокой древности: ее описание можно найти у древнегреческого врача и философа Гиппократа, а сами черепа с характерными отверстиями находят едва ли не с неолита.

Понятно, что искусство врачевания тогда было другим, никаких обезболивающих и антибиотиков не было, и сам собой возникает вопрос: пусть трепанацию и делали – а вот насколько успешно? Сколько после нее выживало пациентов?

Исследователи из Университета Майами, Аризонского университета и Тулейнского университета подробно изучили несколько сотен древних черепов со следами трепанации, найденных на территории Перу. Собственно, такие черепа находят по всему миру, однако те, что находят в Перу, ввиду особых природных условий сохранились чрезвычайно хорошо, так что по состоянию костей вполне можно сказать, сопутствовала ли хирургу и его пациенту удача или все кончилось неважно.

Независимо от того, как выполняют трепанацию, делают ли всего лишь небольшое отверстие или удаляют достаточно большой кусок кости, потом все равно прооперированную кость приходится лечить, а лечение, в свою очередь, оставляет следы. И если на кости вокруг отверстия следов лечения нет, то, очевидно, пациент умер либо во время операции, либо вскоре после нее. Если же по кости видно, что ее лечили и что она потом какое-то время восстанавливалась, значит, операция прошла более-менее удачно.

Черепа, которые рассматривали Дэвид Кушнер (David Kushner) и его коллеги, относились к самому разному времени: несколько десятков с южного побережья Перу датировались периодом между 400 и 200 гг. до н. э., четыре с лишним сотни, найденные в центральных районов страны, относились к периоду между 1000 и 1400 гг. – то есть ко времени начала и взлета Империи инков, наконец, еще 160 черепов, найденные около столицы инков Куско, датировались от начала 1400-х до середины 1500-х годов, когда инки были что называется, в своем историческом зените.

Судя по состоянию костей из первой, самой древней группы, трепанация черепа в те времена заканчивалась успешно лишь в 40%. Но зато потом процент выживших повышается до 53%, и, наконец, во время расцвета Империи инков выживают от 75% до 83% прооперированных.

В статье в World Neurosurgery говорится, что со временем техника древнеамериканских хирургов улучшалась: отверстия в черепах становились меньше, врачи, очевидно, меньше сверлили, меньше повреждали кости и реже травмировали мозг во время операций. Авторы работы подчеркивают, что речь идет именно о совершенствовании хирургического искусства, а не о том, что кому-то везло больше, кому-то меньше. Некоторые пациенты переносили не одну, а несколько трепанаций; так, на одном из черепов времен инков нашли целых пять трепанационных отверстий, которые вполне удачно зажили.

Сами операции, очевидно, проводили с той же целью, что и сейчас: ослабить внутричерепное давление, как-то подействовать на отек в черепной коробке, чтобы он не давил на мозг, залечить последствия травмы головы. С другой стороны, как пишет портал Science, на древних трепанированных черепах далеко не всегда есть явные следы болезни, так что можно сделать вывод, что трепанацию проводили, например, надеясь избавить человека от какого-нибудь душевного расстройства или сильных мигреней.

Авторы работы также сравнили мастерство хирургов-инков с мастерством хирургов, которые делали трепанации во время Гражданской войны в США, и сравнение оказалось не в пользу последних: во время Гражданской войны такая операция заканчивалась удачно в 44–54% случаев.

Впрочем, не стоит думать, что военные врачи XIX века были так уж сильно хуже инков: на полях Гражданской войны медикам приходилось иметь дело с огнестрельными ранениями и травмами от артиллерийского обстрела, да и оперировать приходилось в перегруженных и грязных полевых госпиталях. Но, как бы то ни было, успехи инков в черепной хирургии не могут не поражать.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее